Экологический проект Деревья
Автор: воспитатель Волосникова Александра Андреевна.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №144 Екатеринбург.
экологический проект «Деревья»
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет).
Файл:экологический проект
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Деревья»
Актуальность
Актуальность выбранной темы обусловлена, не только необходимостью формирования у детей элементарных представлений о природе, но и необходимостью развития экологической культуры, экологического сознания дошкольников в целом. На данный момент перед педагогикой стоит задача воспитания молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так как дошкольное детство самый чувственный период в становлении личности.
Когда мы говорим об охране окружающей среды, у детей складываются противоречивые чувства. Вокруг себя они видят предметы, сделанные из дерева, сотни машин и их выхлопные газы, мусор, который сами же взрослые бросают на землю. Знания детей ограничиваются общими вопросами по данной теме. Но есть необходимость, подвести детей к пониманию, того, что используя природные ресурсы, в нашем случае – деревья, важно восполнять утраты – сажая новые леса. Еще одним главным моментом, является – взаимосвязи в природе, а именно: истребляя одно – есть риск потерять и другое.Именно этот факт послужил отправной точкой для разработки данного проекта. Необходимость раскрытия данной темы, и особенности развития детей старшего дошкольного возраста, обусловило выбор методов и средств реализации проекта.
Для привлечения внимания детей и введения их в проблемную ситуацию, используется игровой персонаж Волчонок. Для того чтобы помочь новому другу, дети ищут пути поиска информации. На протяжении всего проекта знания детей актуализируются и расширяются, что позволит им пройти итоговое испытание. Для облегчения задачи и стимулирования детей – используются подсказки, собирая которые дети на шаг приближаются к цели.
План проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: проект программно-планового характера.
Направленность проекта: экологическое воспитание в ДОУ.
Этапы работы над проектом:
- Стартовый;
- Этап реализации;
- Рефлексивный.
Стартовый этап (разработка проекта)
Этап | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблемы.
Тема: «Деревья» Цель: Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Задачи: • Расширять у детей представления о деревьях, о значении их в жизни человека, животных и птиц. • Учить детей любить и оберегать природу. • Обогащать словарный запас. • Развивать внимание, память, логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Участники: дети старшего дошкольного возраста; воспитатели;музыкальный руководитель – Ахметчанова Э. С.; инструктор по физической культуре – Топилина Н. А.; родители воспитанников. Продолжительность: 2 недели. Этапы работы по реализации проекта: 1.Подготовительный этап: раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию, мотивация детей к сбору фото — подсказок, необходимых для участия в интерактивной игре. 2.Основной этап: координация деятельности детей по сбору необходимой информации, поощрение деятельности. Проведение мероприятий. 3.Заключительный этап:проведение интерактивной игры, прощание с Волчонком. Оценка результатов. Примечание: в ходе реализации проекта, отмечается познавательный интерес участников образовательного процесса; на итоговом мероприятии «Путешествие» ведется наблюдение и фиксируются результаты активности детей. Ожидаемый результат: • Воспитатель – решение задач программно-планового характера, систематизирование знаний детей о взаимосвязях в природе, воспитание бережного отношение к окружающему миру, разработка дидактической интерактивной игры «Путешествие». • Дети – проявляют интеллектуальную активность в различных видах деятельности. Могут принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляют интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментируют. Испытывают интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуются животным и растительным миром. • Родители – повышение интереса к образовательной деятельности. |
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
1.Подбор методического обеспечения: загадки по теме, мультипликационный фильм «Сказки старого дуба», иллюстрации по теме, игры и задания по теме. 2.Разработатьсканворда (для реализации заключительного мероприятия и обеспечения мотивационно-проблемной ситуации); разработка интерактивной игры «Путешествие», создание макета «Времена года на дереве». 3.Подобрать мероприятия для обеспечения интегративного подхода: • Театрализованное представление; • Аппликация, лепка, рисование; • Физкультурно-оздоровительная работа; • Музыкальный праздник; • Подвижные игры, пальчиковые гимнастики; • Опытно-экспериментальная деятельность. 4.Подобрать методы и приемы для вовлечения родителей в образовательный процесс. |
Конструирование | 1.Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями над проектом. Организация предметно-пространственной среды (Приложение 1.)
2.Планирование организации проектной деятельности (Приложение 2.) 3.Методическое обеспечение (Приложение 3.) |
Этап реализации проекта
Данный этап проекта отражен в презентации, для личного использования и предоставления опыта внутри ДОУ.
Рефлексивный этап
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу.
Необходимо полученный продукт (сканворд с подсказками) – преобразовать в дидактическую игру.
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо разработать проект «Волшебница вода», природоохранного характера.
Приложение 1.
Перспективный план работы с детьми над проектом
Этап | Неделя | Мероприятие | Задачи | Место проведения |
I | Понедельник | Театрализованное представление
«Знакомство с Волчонком» |
Заинтересовать детей.
Ввести детей в проблемную ситуацию. |
Групповая комната.
|
II | Художественное творчество
Рисование «Чудо-дерево»
|
Развивать познавательный интерес к значению деревьев в жизни птиц.
Получение подсказки (Тополь) |
Групповая комната.
|
|
Вторник
|
Создание музея «Изделия из дерева» | Развивать познавательный интерес к значению деревьев в жизни человека.
Вовлечение родителей. Получение подсказки (Береста) |
Групповая комната. | |
Среда | Опытно –
экспериментальная деятельность «Тонет – не тонет» |
Свойства дерева, значение в жизни человека.
Получение подсказки. (Шишка) |
Групповая комната. | |
Знакомство с деревьями нашего края:
Дуб; Тополь; Липа. |
Экскурсия.
Расширять представления детей о строении деревьев. Получение подсказки. (Липа) |
Участок, территория детского сада | ||
Четверг
|
Лепка «Белочка» | Художественно-эстетическое развитие.
Развивать познавательный интерес к значению деревьев в жизни животных. Получение подсказки. (Белка) |
Групповая комната. | |
Знакомство с деревьями нашего края:
Береза; Ель; Рябина. |
Экскурсия«В поисках ели».
Представления детей о деревьях родного края, значении их в жизни человека, животных птиц. Получение подсказки. (Елка) |
Участок, территория детского сада | ||
Пятница | Мнемотаблица стихи | Подготовка детей к усвоению грамоты.
Развивать связную речь, память детей. Вовлечение родителей. Получение подсказки. (Листопад) |
Групповая комната. | |
Физкультурно-оздоровительный праздник
«Береги природу» |
Ответственный за разработку и проведение: Топилина Н. А.
Получение подсказки (Дуб) |
Улица | ||
Понедельник | Аппликация «Свиристель» | Расширять представления детей о значении деревьев в жизни птиц.
Получение подсказки. (Свиристель). |
Групповая комната.
|
|
Вторник | Мультипликационный фильм «Сказка старого дуба» | Развивать познавательный интерес к значению деревьев в жизни человека.
Получение подсказки. (Желудь) |
Группа | |
Музыкальный праздник «Как беречь нашу землю» | Ответственный за разработку и проведение мероприятия: Музыкальный руководитель Ахметчанова Э. С.
Получение подсказки (Подберезовик) |
Музыкальный зал. | ||
III
|
Среда | Интерактивная игра «Путешествие»(разгадываем сканворд) | Формировать представление детей о значении деревьев в жизни человека, птиц, животных.
Помочь Волчонку разгадать сканворд, используя полученные знания и подсказки. |
Группа |
Работа с родителями
Содержание работы | Задачи |
Создание мини-музея в группе «Изделия из дерева» | Вовлечение родителей в образовательный процесс, обеспечение системного подхода в работе с детьми. |
Создание мнемотаблиц | Вовлечение родителей в образовательный процесс, просвещение родителей о методе развития речи и подготовке детей к обучению грамоте. |
Консультация для родителей «Учите детей любить лес» | Педагогическое просвещение родителей в области экологического воспитания дошкольников. |
Организация предметно-пространственной среды
- Создание мини-музея «Изделия из дерева»;
- Демонстрационный материал «Деревья наших лесов»
- Природный материал (шишки, листья, желуди, ветки, береста);
- Наглядный материал «Изделия из картона и бумаги», «Пиломатериал»
Приложение 2.
Организация проектной деятельности
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий
Введение детей в проблемную ситуацию при помощи театрализованного представления «Путешествие Волчонка».
Педагог предлагает детям помочь,нахулиганившему в лесу, Волчонку разгадать сканворд, который дала ему Мудрая Сова, чтоб разгадав его, он смог прочесть волшебные слова и вернуться домой. Но для того чтоб получить правильные ответы необходимо познакомиться с деревьями поближе, и многое о них узнать! А как мы сможем это сделать? Дети предлагают свои варианты поиска информации. Педагог обобщает: мы узнаем больше о деревьях, если заглянем в их мир, рассмотрим картинки, посмотрим фильмы, почитаем книги, проведем маленькие опыты, разгадаем загадки и выучим стихи. Вот тогда мы точно сможем помочь нашему новому другу вернуться домой. А для того чтобы нам не запутаться, у Волчонка для нас есть фото – подсказки. С помощью этих подсказок мы откроем волшебные слова, произнеся которые, наш друг окажется дома.
- Практическая деятельность по реализации проекта
- Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о деревьях. С этой целью дети тактильно и визуально исследуют деревья на прогулке, рассматривают иллюстрации, природный материал (шишки, веточки, кору). Дети совместно с педагогом разгадывают загадки на данную тему.
Дети совместно с родителями собирают материал для создания музея деревянных изделий.
Педагог с детьми проводит небольшие опыты и эксперименты с целью выявления свойств деревянных изделий. Аналогичные опыты предлагается провести дома.
Педагог организует просмотр мультипликационного фильма на данную тему: «Сказки старого дуба», для того чтоб установить взаимосвязь человек – деревья – птицы.
- Речевая деятельность.
Проводятся беседы и словесные игры о деревьях, животных и птицах. Устанавливаются взаимосвязи в природе. Дети совместно с родителями составляют мнемотаблицы на любое стихотворение о дереве. С помощью педагога составляют описательные рассказы о значении деревьев в жизни человека. Разгадывают предложенные им загадки, учат стихи, поют песни.
- Художественно-эстетическая деятельность.
Детям предлагаются различные задания о деревьях: «С какого дерева — детки», «Что сначала – что потом». Совершенствуются навыки обрывной аппликации «Свиристель». Творческое заданий «Мое Чудо-дерево».
Прослушивание аудио «Звуки леса».
Проведение музыкального праздника «Как беречь нашу землю» (Разработан музыкальным руководителем Ахметчановой Э.С.).
- Физическая деятельность.
Подвижные игры «Раз, два, три к дереву беги», «Если бы я был деревом…»
Пальчиковые гимнастики: «За грибами», «Вот деревья», «На что похожи листья».
Проведение физкультурно-оздоровительного праздника (РазработанТопилиной Н. А.).
- Социально-коммуникативная деятельность.
Развитие эмоциональной отзывчивости к природе происходит при непосредственном соприкосновении с действительностью — кормление птиц, «укутывание» корней деревьев снегом.
Формируются основы безопасного поведения на природе – средствами бесед, чтение художественной литературы, просматривании иллюстраций.
Приложение 3.
Методическое обеспечение
- С моего цветка берёт, пчёлка самый вкусный мёд.
- Ствол белеет,шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке,свесив серёжки.
- Из деревьев ранним летом,вдруг снежинки запорхают, но не радует нас это — мы от этого чихаем.
- Эти птички с хохолком. И красивые притом, на рябину прилетели.
Птички эти — …
- Все деревья с интересом,изучает доктор леса. Если дерево ест жук,
доктор сразу: ТУК ТУКТУК! - Как называется липовый мед?
- На чем писали люди письма, когда еще не изобрели бумагу?
- Рыжий маленький зверёк, по деревьям прыг да скок.Он живёт не на земле, а на дереве в дупле.
- Ветер листьями играет, их с деревьев обрывает. Всюду листики кружат -это значит …
- Не спорю — не белый, я братцы, попроще. Расту я обычно, в березовой роще.
- На зеленой ветке, в бежевой беретке. Всем твердит крепыш:
— Я буду стройным и могучим дубом!
- Как в народе называют сосновую смолу?
- Я росту, чтоб в Новый год, плыл весёлый хоровод.Зелена я и свежа и похожа на ежа. И в жару или метель, называют меня…
- Будто снежный шар бела, по весне она цвела.Нежный запах источала.А когда пора настала, разом сделалась она, вся от ягоды черна.
- Хоть колюча, а не Ёлка,подлинней её иголка.А кора тонка, красна, та красавица …
- Летом вырастают, а осенью опадают.
- На высоких стройных ёлках, дружно прячутся в иголках.Любят белочка и клёст ими лакомиться.Простмой вопрос для вас, детишки:
— Что ж едят они все?
Образец составления мнемотаблицы
Музыкальный праздник «Как беречь нашу землю»
(подбор материала и проведение – Ахметчанова Э. С.)
Сценарий конспект экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».
Цель: обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Задачи: пробудить в каждом ребенке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того, что основной движущей силой изменения подходов к природоохранным вопросам являемся мы сами.
Планируемые результаты: владеет в соответствии с возрастом основными движениями; сопереживание; чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Интегрированное занятие по физической культуре
В старшей группе (ответственный – Топилина Н.АИнструктор по физической культуре)
Тема: «Береги природу».
Цель: Формирование основ экологических знаний в процессе оптимальной реализации задач данного занятия. Укрепление здоровья детей и формирование двигательной активности.
Задачи:
- Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, ходьбе с выполнением заданий. Упражнять детей в ходьбе, в беге между предметами.
- Воспитывать в детях с помощью движений бережное отношение к природе, закреплять интерес детей к физкультурным занятиям. Воспитывать в детях интерес к защите окружающей среды.
- Развивать двигательные и умственные способности детей. Развивать ловкость, быстроту реакции в эстафетах. Развивать воображение.
Интегрируемая область: «Ознакомление с миром природы»
Оборудование: конусы 4 шт., корзина 1 шт., обручи 2 шт., (мусор) комочки из бумаги по количеству детей , брусочки, лейки 2 шт, шишки 2 шт, лопатки 2 шт, грабли 2 шт.
Список литературы
- ФГОС ДО
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. Старшая группа. Ч.1. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 40 с. (24 шт.)
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. Старшая группа. Ч.2. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 40 с. (24 шт.)
- Клепинина З. А. Я И МИР ВОКРУГ. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 1997 – 128 с.
- Колтунова И. Р., Лазарева О. Н., Окружающий мир. Екатеринбург: У-Фактория, 1999.
- Шорыгина Т. А., Кустарники. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 96 с.
- Шорыгина Т. А., Какие звери в лесу? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 96 с.
- Шорыгина Т. А., Деревья. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 64 с.
- Бурдина С. В. «Деревья наших лесов» 2006.
- Бурдина С. В. «Готов ли ты к школе? Окружающий мир.природа» 2016.
- Демонстрационный материал. «Деревья» — Аксай: «Рыжий кот» — 2012.
- Городецкая Н., Ефимова В. «Сохраним родную природу». – М.: «Плакат». 1989.