Проект для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель Капустина Лариса Юрьевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» города Гурьевска Гурьевский район, город Гурьевск.
В стране русских народных музыкальных инструментов
Проект направлен на формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, обогащение музыкальными впечатлениями, развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах, расширение кругозора через знакомство с музыкальными инструментами.
Файл:Проект
В стране русских народных музыкальных инструментов
Проект направлен на формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, обогащение музыкальными впечатлениями, развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах, расширение кругозора через знакомство с музыкальными инструментами.
Актуальность проекта
Преобразования, происходящие в системе образования (новые Федеральные государственные требования), порождают новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя на занятиях все виды детской музыкальной деятельности. Проект актуален, с точки зрения развития музыкальной культуры дошкольников. Знания об особенностях каждого инструмента, умение узнавать и дифференцировать их на слух, поможет детям глубже разобраться в звучании русских народных произведений, постичь их художественный смысл. С точки зрения социума, актуальность проекта подтверждается еще и тем явлением, что дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку, или музыку, которая не несет в себе духовных ценностей. Таким образом, мы хотели восполнить недостаток информации по ознакомлению с русскими народными инструментами, с их историей происхождения.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: 1 год.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Проблема
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему? Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир. Нужно дать почувствовать ребенку, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Когда дети видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача взрослых – дать возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Цель: развитие интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах, в творческом самовыражении.
Задачи:
1.Определить наиболее эффективные способы ознакомления с музыкальными инструментами детей, родителей, педагогов.
2.Создать систему эффективных мероприятий, направленных на музыкальное развитие всех участников образовательного процесса, на основе их взаимодействия.
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в музыкальном развитии.
- Создать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.
- Изготовить книжки-малышки русских народных музыкальных инструментов с целью ознакомления с их историей создания.
- Создать аудиотеку тембров русских народных музыкальных инструментов.
Планируемые результаты реализации проекта будут способствовать:
- Развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке.
- Положительно-эмоциональному и осознанному отношению к музыкальным произведениям классической и народной музыки.
- Вовлечению каждого ребёнка в творческую деятельность.
- Сформированным у детей представлениям о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров, их основными группами.
- Развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.
- Желанию детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании.
- Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.
Ожидаемый результат
В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
У детей сформированы знания об истории и разнообразии русских народных инструментах.
Вовлечение ребенка в творческую деятельность.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап — Подготовительный
Задачи | Основное содержание деятельности | Ресурсы | Ответственные | Сроки | |||
1.Познакомить педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме. 3.Подобрать методическое обеспечение проекта. 4.Разработать конспекты образовательных мероприятий, развлечений, консультаций. |
1. Мотивирование всех участников педагогического процесса к участию в проекте через групповое родительское собрание, презентацию.
2. Определение круга участников проекта. 3.Составление плана реализации проекта. 4.Изучение методической литературы по теме, использование Интернета и других источников информации. 5.Беседы с детьми «Как появилась музыкальные инструменты». 6.Составление плана совместных мероприятий. 7.Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». 8. Оформление «Книжек-малышек» по теме русские народные инструменты. 9.Подбор иллюстраций музыкальных инструментов. 10. Создание аудиотеки и видео игры на русских народных музыкальных инструментах. 11. Анкетирование родителей «Музыка в вашем доме» |
Мотива-ционные
Кадровые Информа-ционные |
Музыкальный руководитель, Воспитатели, | Сентябрь | |||
II этап — Основной | |||||||
Задачи | Основное содержание деятельности | Ресурсы | Ответственные | Сроки | |||
1.Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта. | 1.Систематизация методического материала, музыкальных произведений и иллюстраций.
2. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. 3. Совместная творческая деятельность детей, родителей, педагогов 4.Выставка работ «Книжек-малышек» по теме «В стране русских народных музыкальных инструментов» 5. Представление презентаций: «Инструменты первобытных людей», «Оркестр народных инструментов», «Симфонический оркестр». |
Кадровые
Информа-ционные Материально-технические |
|||||
III этап — Заключительный | |||||||
1.Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.
2.Оформить наработанный материал по итогам проекта. 3. Поощрить наиболее активных участников реализации проекта. 4.Проанализировать выполненную работу в результате проектной деятельности. |
1.Подведение итогов выставки «Книжек-малышек» по теме «В стране русских народных музыкальных инструментов»
2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете. 3.Отчет о реализации проекта представить на родительском собрании подготовительной группы. 4. Оформление презентации, фотовыставки по итогам проекта. 5. Интервьюирование детей. |
Финансовые | |||||
Список литературы
- Газарян, С. С. В мире музыкальных инструментов [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада/ С. С. Газарян. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
- Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах [Текст]: книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада/ Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1990. – 159с.
- Костина, Э. П. Камертон [Текст]: книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада/ Э. П. Костина. – М.: Просвещените, 2004. – 224с.
- Метлов, Н.А. Музыка – детям [Текст]: книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада/ Н. А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.
- Радынова, О. П. Музыкальные инструменты [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада/ О. П. Радынова. – СПб.: Гном, 2001. – 32с.
- Ракитянская, Т.А. Воспитание звуком [Текст]: методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада/ Т. С. Ракитянская. – М.: Нац. образование, 2015. 175 с.
- Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений/О. П. Радынова, А.И. Катинене, 8. М.Л. Палавандишвили. — М.: Академия, 1998. — 240 с.
- Бударина ,Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие/ Т. А. Бударина, О.Н. Корепанова. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 124с.