Праздники, традиции и ремёсла Кубани
Автор: учитель начальных классов Щербакова Ирина Васильевна.
МБОУ СОШ 31 им. В. В.Толкуновой посёлок Родники МО Белореченский район Краснодарского края.
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла Кубани»
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края. Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Файл:Программа внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре кубанского казачества во 2-х классах составлена на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, О. В. Чуп.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
— знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
— ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
— воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
— привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
— развитие творческих способностей детей;
— формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 1 года обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот».
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм
– любовь к своей малой Родине , своему народу, к России
– гражданственность
– закон и порядок
– семья
– любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших
– труд и творчество
– уважение к труду.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, состоит из 68 учебных часов, на каждый тематический блок отводиться по 8 учебных часов (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используется для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 2-х часов 1 раз в неделю.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать/понимать:
— различные фольклорные формы кубанского казачества;
— особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
— историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
— уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
— основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
— памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
— основы духовной жизни кубанских казаков;
— структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
— исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
— реконструировать основные праздничные обряды;
— рассказать о своем казачьем роде;
— выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
— выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
— выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».