Авторская педагогическая разработка Комбинаторная
Автор: педагог дополнительного образования Щелякова Ирина Степановна.
МАУ ДО «ДТДиМ» МО города Братска г.Братск, Иркутской области.
«Использование педагогических методов работы по формированию общекультурной компетентности в вокальном коллективе «Бравые ребята» на основе гендерного подхода»
Файл:Авторская педагогическая разработка
Вокальный ансамбль мальчиков – это сложный, специфический творческий организм. Известно, что мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением. Они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированы, чем девочки, они более возбудимы.
При всей сложности работы с ансамблем мальчиков умелое использование их творческих, психологических, эмоциональных особенностей дает хорошие результаты.
Программа « Обучение Эстрадно-вокальному исполнительству в ансамбле» построена следующим образом:
1. Она имеет художественную направленность;
2. Комплексная, состоящая из двух групп предметов, которые решают разные задачи:
• предметы, формирующие музыкально-вокальные компетенции: Вокал и Музыкальная грамота.
• предметы, формирующие исполнительские компетенции: Хореографическая гимнастика и Азбука актерского мастерства.
3. Программа рассчитана на 5 лет обучения .
4. Форма занятий – групповая и индивидуальная.
5. Обучение идёт по трём группам:
• Подготовительная группа ансамбля – 1 г.о. – 7-8 лет
• Младшая группа ансамбля – 2 года обучения — 8-11 лет
• Старшая группа ансамбля – 2 года обучения — 10-13 лет
Группы существуют и как самостоятельные творческие единицы, и как единый творческий коллектив с едиными традициями и частично с общим репертуаром. Исполнительское мастерство учащихся старшей группы помогает учащимся младшей и подготовительной групп быстрее освоится в репертуаре ансамбля. А то, что старшие мальчики поют с удовольствием, создает благоприятную творческую атмосферу в коллективе.
Кроме того, есть еще одна особенность. Поскольку мальчишек в этом возрасте все-таки больше привлекают занятия играми, спортом, техникой, то того количества ребят, желающих заниматься вокалом и имеющих музыкальные способности, недостаточно для того, чтобы открыть отдельные учебные группы по каждому году обучения. Поэтому образовательный процесс в младшей и старшей группах ансамбля (в отличие от подготовительной группы) построен не по принципу обучения по годам, а по традиционно применяемому когда-то во внешкольных учреждениях принципу — принципу обучения учащихся в разно — возрастных группах. Эти группы включают в свой состав учащихся соответственно 2 и 3-го, 4 и 5-го годов обучения.
В целях создания разнообразного концертного репертуара провожу дополнительные занятия для одаренных и талантливых участников младшей и старшей групп ансамбля. Использую в работе занятия в малых формах (ансамблях, трио, дуэтах), а также индивидуальные занятия.
В работе с каждой группой ансамбля перед собой я ставлю свои специфические задачи:
в работе с подготовительной группой:
• научить правилам работы в коллективе,
• сформировать навыки правильного поведения на сцене,
• развить мотивацию к заинтересовавшей его деятельности.
в работе с младшей группой:
• закрепить мотивацию, как содержательную, так и внутреннюю.
• Развить такие качества, как стремление к достижению реального результата, творческое воображение, эмоциональность, умение сопереживать.
в работе со старшей группой:
• организовать активное участие обучающихся в концертной деятельности и в творческих конкурсах вокальных ансамблей.
• В творческом процессе идет сотрудничество тех, кто только что прошёл обучение в младшей группе ансамбля, и тех, кто уже один год прозанимался в старшей группе и в достаточно уверенно освоил этот вид деятельности.
Использую в обучении принцип гендерного подхода, обусловленного наличием принципиальных психолого-физиологических и гендерных отличий мальчиков от девочек, а также необходимостью:
1. создания психологического, валеологического комфорта для обучающихся мальчиков;
2. создания условий, способствующих для роста самосознания и возможностей самореализации личности мальчиков.
3. формирования мужской социальной роли, мужского мышления и поведения в том числе через культурно-исторические аспекты гражданского и военно-патриотического репертуара, внешнюю атрибутику выступлений, через присущую данной возрастной группе романтизацию мужской социальной роли в сценических образах, ассоциации мужской социальной роли с мужскими профессиями и занятиями в исполняемых песнях – то есть через включение гендерных сюжетов в контекст обучения.
Для успешного закрепления знаний мальчикам необходимы яркие впечатления, поэтому я стараюсь заинтересовать и обязательно дать возможность для активного проявления своей самостоятельности и инициативы. Для этого я использую в работе с детьми:
• Различные игровые технологии (ролевые, развивающие и музыкальные),
• Методы развития творческих способностей (урок-творчество, урок-игра, урок-конкурс, урок-концерт и т.д.),
• Метод проблемного обучения, способствует формированию и развитию у обучающихся рефлексивных способностей и развитию образного мышления. Целью метода является активизация деятельности при помощи создания проблемных ситуаций, в которых обучающиеся проигрывают различные типы поведения.
• При изучении нового и повторении пройденного материала меняю формы построения детей; меняю в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети, потому что при перестроении создается оживление, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.
• Тренинговый учебный материал подбираю таким образом, что он имеет яркую «мужскую» окраску: упражнения, игры, театральные этюды на воспроизведение физических действий и действий с воображаемыми предметами, учебно-тренировочные упражнения на владение мимикой, на развитие координации движения и т.д.
• Внедряю здоровье — сберегающие технологии, с целью поддержания хорошей формы, воспитания выносливости, хорошего сценического вида, осанки. Использую методы дыхательной гимнастики по Стрельниковой и …
В каникулярное время провожу:
1. дополнительные развивающие мероприятия, на которых обучающиеся знакомятся с творчеством хоровых коллективов, профессиональных исполнителей-солистов;
2. взаимодействуем с другими образовательными учреждениями и творческими организациями художественной направленности;
3. организовываю мероприятия, способствующие закреплению исполнительских навыков на сценической площадке и позволяющие публично продемонстрировать творческие достижения обучающихся (концерты, творческие отчеты, класс — концерты, дни открытых дверей и т.п.);
4. содействую участию обучающихся в творческих конкурсах.
5. во время летних каникул успешно работает агитбригада, которая выступает с рекламными концертами по школам и детским садам.
Моя система воспитательной работы имеет условно 5 направлений.
1. Патриотическое воспитание через:
изучаемый материал:
— Репертуар подбираю особый, сугубо мужской. Это самые разнообразные виды эстрадного жанра, включающие в себя не только популярную музыку. Но главной темой репертуара для ансамбля мальчиков «Бравые ребята» стала военно-патриотическая тема. Это песни об отваге, смелости, Армии, Родине, защитниках Отечества, Дне Победы. Эти песни дисциплинируют мальчишек, заставляют задуматься об исторических ценностях. Воспитывают в них уважение к Российской Армии, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа. Их исполнение требует от вокалистов особой актерской игры и эмоционального напряжения. Для исполнения таких песен для ансамбля сшита специальная концертная солдатская форма, которая им очень нравится. В ней они становятся подтянутыми и красивыми, мужественными и гордыми и чувствуют себя настоящими патриотами своей страны.
— Прежде чем начать изучать музыкальное произведение я рассказываю предысторию создания этого произведения, о его авторах, героях, событиях.
Концертную деятельность:
— Выступление перед ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами тыла;
— Выступление в домах престарелых;
— Выступление перед первостроителями г. Братска;
— Участие в городских и Дворцовских мероприятиях патриотического направления.
2. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, через:
Вовлечение родителей в совместную досуговую деятельность;
Всевозможные спортивно-оздоровительные мероприятия:
— это совместные походы,
— экскурсии в воинскую часть, на конный завод, в бассейн, пин-бол, боулинг, каток.
3. Нравственно-эстетическое воспитание через:
• Беседы,
• Дебаты,
• Диспуты,
• Привлечение специалистов (врачи, наркологи, сотрудники правоохранительных органов, инспекторы по делам несовершеннолетних)
• Знакомство и выполнение кодекса чести Дворца,
• Проведение конкурса среди мальчиков на самого воспитанного, самого вежливого участника ансамбля, после чего определяем победителя.
4. Развитие мотивации обучающихся к изучению современных, актуальных, музыкальны направлений (это самые разнообразные виды эстрадного жанра, включающие в себя не только популярную музыку. Это и современный реп с использованием брейк-данса, хип — хоп, песни о спорте, мужской дружбе, песни из кинофильмов), с целью формирования и развития у обучающихся художественного вкуса, музыкальных способностей, творческой активности и желания к дальнейшему обучению в данном коллективе.
5. Воспитание на добрых традициях Дворца творчества:
Это правила поведения во Дворце:
— отношение к девочкам,
— отношение к старшему поколению,
— отношение к педагогам,
Это традиционные мероприятия:
— чествование стипендиатов,
— парад звёзд,
— концерт-дебют,
— отчётные мероприятия,
— посвящение воспитанников.
В начале каждого учебного года проводим посвящение младших участников ансамбля в воспитанников Дворца творчества. Устраиваем состязания и игры, конкурсы, концерт перед родителями, дарим форму, произносим клятвы.
Всё проходит в дружелюбной атмосфере и способствует развитию необходимых качеств характера как уверенность в себе и своих силах; умению преодолевать стеснительность, скованность, повышенную эмоциональность; развивать самостоятельность, общительность, ответственность, коллективизм.
— открываем и закрываем мероприятия и концерты исполнением Гимна Дворца.
Огромную помощь в работе с мальчиками мне оказывают конечно же родители. Они не только создают материальную базу, но и помогают в воспитании детей. За три года совместной работы образовался родительский комитет, который состоит из 6 человек. Всё это время они мне постоянно помогают в поиске новых концертных площадок, приобретении и пошиве новой сценической формы и костюмов, проведении совместных массовых, игровых и тематических праздников и концертов, приобретении призов и подарков. И конечно же все поездки на конкурсы различного уровня на 90% оплачиваются за счёт наших родителей.
Поэтому благодаря помощи родителей и администрации Дворца Творчества детей и молодёжи сегодня ансамбль продолжает успешно свою творческую деятельность и стремится к новым вершинам творчества о к новым победам.