Безопасное поведение в окружающей дорожно-транспортной среде
Автор: воспитатель Анатольева Марина Евгеньевна.
МБДОУ «Детский сад № 114» г. Чебоксары Чувашской Республики г. Чебоксары Чувашская Республика.
Из опыта работы по формированию у детей навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Файл:Статья
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде
Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Именно халатность близких людей, ответственных за ребёнка, пренебрегающих правилами дорожного движения становится причиной многих трагедий. Главная причина дорожных трагедий – незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем.
Учитывая особую значимость проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах, я уделяю особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.
Система моей работы направлена на решение следующих задач:
• Сохранение здоровья и жизни детей;
• Предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
• Поиск новых направлений совместной деятельности с ГИБДД, родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
• Расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения.
Содержание образовательной работы с детьми выстроено в соответствии с программами:
— Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 114»г.Чебоксары, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:, 2014.
Для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, используется Программа «Азбука Безопасности» Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет — Н.В.Коломеец.
Учитель, 2014, а также ряд пособий и технологий.
Большую роль при обучении детей правилам дорожного движения играет разнообразная предметная среда группы и ближайшего окружения. Для этого мной проводится большая работа по обогащению содержания развивающей среды.
В группе создан уголок дорожного движения, где имеются:
— плакаты «Изучаем правила дорожного движения»,
— видеофильм «Безопасность пешеходов»,
— библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения,
— методическая литература,
— конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений,
— анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения
— альбомы с загадками и стихами о ПДД,
— маршрутные листы следования ребенка из дома в д/с
— дидактические и настольно-печатные игры, иллюстрации
— атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.
На территории МБДОУ имеется соответствующая разметка с перекрестком, «зеброй», «островком безопасности».
Я считаю, что успешное решение задач по обучению детей ПДД зависит от правильного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями.
Эти задачи я решаю:
— в непосредственной образовательной деятельности, организованной в виде игры, экскурсии, соревнования, т.е. при активном участии самого ребенка.
— и разнообразных формах совместной деятельности с детьми:
— ежедневноепроведение«минуток безопасности», где дети повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки;
— подвижные, дидактические игры,
— моделирование дорожных ситуаций,
— путешествие в «Страну дорожной азбуки»,
— отгадывание загадок и задачек мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.
— Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используются и новые интерактивные формы работы, среди которых – выступление агитбригады. Агитбригада помогает детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями.
— Использование информационных технологий. Совместноес детьми создание презентаций «Дорога – не место для игр», «Светофор – наш друг».
— в настоящее время дети и родители принимают участие в «Исследованииулицы 324 Стрелковой дивизии», на которой расположен наш детский сад.
Целью исследования является:
— Узнать сколько дорожных знаков
— Узнать сколько пешеходных переходов
— Узнать какая дорожная разметка имеется
— Узнать есть ли на дороге нарушители.
Работу с родителями по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни активизирую через разнообразные формы:
— анкетирование: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?»;
— встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»;
— конкурс семейных газет «Дорожная азбука – детям», выявляющая таланты не только художников-родителей, но и поэтов, сочинителей рассказов;
— Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
Подобран материал для игровой диагностики по ПДД детей старшего дошкольного возраста.
Проблема безопасности дорожного движения очень высока и мы решаем её при консолидации усилий ДОУ и других социальных структур нашего города. В детском саду частые гости инспектора ГИБДД (заместитель командира взвода 5 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции УМВД РФ по г. Чебоксары ст. лейтенант полиции Трошин В.Ю.)
Наши педагоги, дети, родители – постоянные участники смотров-конкурсов, которые проводит ДОУ:
— конкурс рисунков «Такие разные автомобили», «Я и дорога»;
— конкурс творческих работ
Результатами проводимой работы по данной проблеме в нашем ОУ являются:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыков личной безопасности.
3. Возможность представить результат во внешнюю среду, адаптация к окружающей жизни
Для родителей:
1. Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.
2. Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.
3. Готовность к сотрудничеству.
Для педагогов:
1. Удовлетворенность от результатов своей деятельности.
2. Новые проекты, перспективы.
3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.
Считаю, что такая система работы дает положительные результаты – за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск новых, более совершенных подходов в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!