Урок математики в 1 классе Число и цифра 5
Автор: учитель начальных классов Ушакова Елена Николаевна.
МКОУ «Ярская школа — интернат» Удмуртия, посёлок Яр, Ярский район.
Урок математики в 1 классе. Тема: «Число и цифра 5. Образование числа, запись цифры».
Познакомить с образованием числа 5; — формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5; — научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов; — научить писать цифру 5; — воспитывать культуру поведения на занятии.
Файл:Урок математики
Урок математики в 1 классе.
Тема: «Число и цифра 5. Образование числа, запись цифры».
Цель:
— познакомить с образованием числа 5;
— формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5;
— научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
— научить писать цифру 5;
— воспитывать культуру поведения на занятии.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: цифры от 1 до 5, предметные картинки.
1. Организационный момент.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
— Руки? Дети: “На месте!”
— Ноги? Дети: “На месте!”
— Спина? Дети: “Прямая!”
А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Всё внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем наш урок.
2. Устный счёт.
1. Игра «Я начинаю, вы продолжайте».
— Мы завтракаем утром, а ужинаем …(вечером)
— Утром я пошёл в школу. А вернулся домой…(днём)
— Солнышко светит днём, а луна… ( ночью)
— После зимы наступает весна, а после весны …(лето)
— Раньше наступает осень, а зима…(позже)
2. Счёт прямой и обратный по лесенке.
— назовите предыдущее 2,4;
— следующее за 3,2;
— соседи числа 2, 1, 3;
— число, стоящее между числами 1 и 3, 2 и 4.
Покажите цифру, обозначающую число предметов, которые я показала — 2,1,4,3. (Уберите всё.)
Покажите столько пальцев, число которых обозначает цифра 3, 2, 4.
3. Сообщение новой темы.
— Ребята посчитайте, сколько пальцев у нас на руке?(5)
— Посмотрите на лесенку и скажите, какого числа не хватает на ступеньке? (5). Поставьте число пять на ступеньку.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
— Что мы должны научиться делать на уроке? (даются первые слова, а дети должны закончить предложение)
— Познакомиться с числом пять.
— Определить место в числовом ряду.
— Научиться писать цифру пять.
4. Знакомство с новой темой.
К белочке в гости пришли зайка, мишутка и волчонок (выставляются на доску животные, а дети на столах выкладывают квадратики, изображающие животных). Белочка накрывает на стол, ставит чашки (выставляются 4 чашки напротив каждого животного, дети раскладывают напротив квадратиков кружки).
— Всем ли хватило чашек? (Всем хватило)
— Сколько зверей ?(Четыре)
— Сколько чашек ?(Четыре)
— По сколько зверей и чашек? (По четыре)
— Как сказать по- другому ?(Одинаково, поровну)
— К Белочке в гости пришёл Лисенок. (На доске выставляется игрушка, дети на столах выкладывают еще один квадратик). На сколько увеличилось число зверей?(На один)
— Сколько их стало? (Пять)
— Чего или кого больше (меньше)?
— Всем ли теперь хватает чашек? (Нет, не всем)
— Как сделать поровну? (Добавить одну чашку)(выполняется действие, проговаривается его выполнение).
— Сколько у нас зверей? (Пять)
— Сколько стало чашек? (Пять)
— Как получили число пять? (К 4 прибавили 1, получили 5).
— К какой группе мы относим этих животных? Почему?
Физкультминутка для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.
— Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите выражение: 4+1=…
Что мы записали?
5. Физкультминутка.
А теперь мы отдохнем.
Физминутку проведем.
Дети выполняют прыжки, одновременно проговаривая цифры от 1 до 5, от 5 до 1.
6. Закрепление новых знаний.
— Сколько всего медвежат на картинке? (считают хором)
— Какой по счёту последний медвежонок? (пятый)
— Вывод: за каким числом при счёте следует число 5?
— Выставляем модель числа 5 на доске.
— Какие предметы всегда встречаются по 5? (Пять – это самая лучшая оценка в школе, пять пальцев на одной руке, пять лучей у звезды…)
Число 5 записывается знаком- цифрой 5.
Дети выкладывают цифру 5 из горошин.
— Все внимательно посмотрите на доску, я буду объяснять последовательность написания этой цифры.
— И так, начинаем писать цифру пять сверху клеточки, чуть правее середины, ведём прямую наклонную линию вниз почти до середины клетки. Затем чуть-чуть возвращаемся по написанному вверх и плавно закругляем линию. Полукругом ведём вниз, до серединки клетки и закругляем к верху. В нижнем правом уголке клеточки должен получиться небольшой треугольник.
— Пропишем в воздухе цифру 5.
— А теперь попробуйте самостоятельно в своих тетрадях прописать одну строчку с цифрой пять.
— Оцените свою деятельность.
7. Итог урока.
— Чему учились на уроке:
Познакомились…
Определили…
Научились…
8. Домашнее задание.