Театрализованная деятельность как средство развития связной речи
Автор: Воспитатель высшей квалификационной категории Любовь Михайловна Бублик.
МАДОУ ЦРР — детский сад № 6 Пермский край, г. Губаха.
Педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи младших дошкольников»
Одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность.Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь.
Файл:Статья
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания духовно-богатой личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях ФГОС ДО.
«Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
К. С. Станиславский (основатель русской актерской школы)
Актуальность темы. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому, важно создать в ДОУ и детском коллективе атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, разбудить детскую фантазию, развить эстетические чувства и вкусы детей и в дальнейшем реализовать их способности. Немаловажная роль в этом принадлежит театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию и речь, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии — способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Развитие и становление связной речи – актуальная задача на рубеже раннего и всего дошкольного детства. В возрасте 3 лет речь ребенка становится понятной и связной: он слушает и понимает заданный взрослым вопрос, отвечает на него, говорит, не перебивая взрослого, общается с детьми в группе. Речь для детей младшего возраста является средством общения и воздействия на окружающих, приемом формирования и формулирования мыслей. Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка. Связная речь – это развитие коммуникативных навыков. Они обеспечивают общение и взаимопонимание. Формирование навыков общения — одна из главных задач дошкольного учреждения. В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Театр — вид искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)
Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, бибабо, театр на палочке (карандаше), вязанный и на конусе. Инсценируя сказки, совершенствуется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, развивается умение внимательно наблюдать за процессом. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Методами руководства театрализованной игрой являются приемы: прямые — воспитатель показывает детям способы действия, и косвенные — воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию. Роль педагога в организации и проведении театральных игр очень велика. Она заключается в привлечении детей к выбору сказки и подготовке атрибутов и персонажей. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставляя без внимания ни одного детского вопроса. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо: на пальцы руки надевают кукол бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Их можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Сюжет разыгрывается без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. Музыка в театрализованной деятельности также влияет на развитие малышей. Музыка сопровождает спектакли, в которых дети с помощью масок и ряжения драматизируют и инсценируют русские народные сказки: «Репка», «Колобок» и другие. Дети всегда с огромным удовольствием «показывают и рассказывают» свои роли.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему преодолеть страх и продемонстрировать товарищам свои умения, знания, фантазию. Вся проводимая работа направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивающих раскрытие индивидуальности личности ребенка.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. М: Просвещение, 1996.
2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей . М.: Просвещение, 2004.