Программа психолого-педагогическорго сопровождения
Автор: педагог-психолог Хлюпова Марина Алексеевна.
МБДОУ «Детский сад № 15» МО,г. Долгопрудный.
Программа психолого-педагогическорго сопровождения участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении «Счастливое детство»
Данная программа позволяет решать проблемы сохранения и укрепления психического здоровья личности ребенка, воспитания и развития детей внутри образовательной среды МБДОУ детского сада № 15, избегать необоснованной переадресации проблемы развития ребенка внешнимслужбам и сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Основной целью данной программы является обеспечение формирования психического здоровья личности и всестороннего развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Файл:Программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодняшний день особо остро ставит перед современным обществом задачу сохранения и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. Дошкольное образование призвано стать той ступенью, с которой начнется взросление физически и психически здоровой личности. Важная роль в концепции модернизации образования в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) отводится сейчас психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, здоровьесберегающим технологиям, способствующим сохранению и укреплению психического и психосоматического здоровья. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
У детей дошкольного возраста показателями психического здоровья, по мнению исследователей, являются соответствующий возрастным нормам уровень психического развития и развития эмоционально-волевой сферы, социализация и эмоциональное благополучие ребенка. У детей раннего возраста показателями психического здоровья выступают хороший уровень нервно-психического развития и легкость адаптации к условиям детского сада. По данным проведенного в 2016 году мониторинга нервно-психического развития и степени адаптации вновь поступающих в детский сад детей были получены следующие результаты:
Анализ полученных данных и анамнестических сведений детей показал, что основная причина кроется в преимущественно низкой психолого-педагогической компетентности их родителей, что приводит к снижению динамики нервно-психического развития у детей, низкой готовности ребенка к посещению детского сада и, как следствие, наносит значительный урон психическому здоровью ребенка.
Это наводит на мысль о том, что психологическое сопровождение формирования психического здоровья ребенка целесообразно начинать еще задолго до момента его поступления в дошкольное образовательное учреждение.
Такие выводы побудили к организации психологического сопровождения семей будущих воспитанников детского сада с момента регистрации и постановки ребенка на очередь в дошкольное образовательное учреждение, включенного в общую разработанную программу психологического сопровождения формирования психически здоровой личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Программа «Счастливое детство» разработана педагогом-психологом МБДОУ Детский сад № 15 Хлюповой М.А.
Методологическими основами разработанной программы психологического сопровождения формирования психически здоровой личности ребенка в ДОУ выступили:
• личностно-ориентированный подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей;
• антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;
• концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющих на состояние его психического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.
• Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
• Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;
• Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.
Данная программа позволяет решать проблемы сохранения и укрепления психического здоровья личности ребенка, воспитания и развития детей внутри образовательной среды МБДОУ детского сада № 15, избегать необоснованной переадресации проблемы развития ребенка внешним службам и сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Основной целью данной программы является обеспечение формирования психического здоровья личности и всестороннего развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи программы
1.Формирование, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка.
2.Создание эмоционально благоприятной и активно-развивающей среды в группах ДОУ.
3.Создание условий для естественного психического развития ребенка (развитие познавательных и психических процессов, интеллектуальной сферы, эмоциональной сферы, коммуникативных умений, личностной сферы, волевой сферы и формирование позитивной мотивации к обучению).
4.Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
5.Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями.
6.Развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) родителей и сотрудников.
7.Оказание адресной психологической помощи родителям и сотрудникам.
8.Помощь педагогам в формировании оптимального и эффективного стиля педагогической деятельности и общения.