Публикация статьи Музыкального руководителья
Автор: Музыкальный руководитель Гордукова Светлана Васильевна.
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. Белоярский, ХМАО-Югра, Тюменская область.
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах».
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности). Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.
Файл:Статья
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах».
«Есть «дистанция огромного размера» между ребенком, слушающим, как музицирует педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать» Т.Э. Тютюнникова.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).
Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.
Выдающиеся музыканты-просветители (Борис Владимирович Асафьев, Болеслав Леопольдович Яворский), австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.
Большое значение игре на детских музыкальных инструментах придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Еще в 20-е годы ХХ столетия Николай АфанасьевичМетлов говорил о роли этого вида детской музыкальной деятельности. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах.
Творческие способности не могут возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. По самому своему существу способность есть понятие динамическое — существует только в движении, только в развитии.
Тамара Семеновна Комарова выдвинула свое концептуальное положение о том, что детское творчество – это создание ребенком субъективно нового (прежде всего для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также в проявлении им инициативы во всем: придумывание разных вариантов ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, новых игр т.п.
Тема обучения дошкольников музицированиюинтересоваламеня всегда, так как проводимая работа, расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает его интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские способности.С опытом работы в данном направлении я сегодня вас познакомлю.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через обучение игре на музыкальных инструментах
Образовательные задачи:
1.Формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
2.Создание предметно-развивающей среды и условий для формирования духовно развитой личности, обладающей творческим потенциалом.
3.Обучение детей игре на музыкальных инструментах (погремушка,
колокольчики, деревянные ложки; трещотки, колотушки,
клавишные дудки, флейты и другие).
4.Формировать у детей умение играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
5.Способствовать накоплению детьми опыта музыкальных впечатлений от прослушивания произведений классической (народной) музыки.
6.Обучать детей приемам творческого самовыражения.
7.Расширить знания детей о средствах музыкальной выразительности.
Развивающие задачи:
1.Развивать музыкальность дошкольников, исходя из возрастных и индивидуальных воз¬можностей каждого ребенка.
2.Развивать творческие способности детей в музыкальной деятельности.
3.Формировать способность самостоятельно передавать настроение, характер музыкального произведения через импровизацию.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в творческом процессе.
2.Формировать доброе отношение друг к другу, к окружающему миру и к самому себе.
3.Развивать у детей чувство уверенности в себе, готовность к общению: легкое вступление в контакт, инициативность, активное участие во всех творческих процессах.
4.Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизиче¬ских особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и творческой деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
Для развития музыкальных способностей дошкольников, необходима предметная музыкально-образовательная среда. Поэтому можно изменять музыкальное пространствов соответствии с темой занятия и поставленными задачами:развесить по комнате серебристые нотки, которые будут слегка покачиваться, пополнить музыкальную копилку новыми и необычными музыкальными инструментами: «лесной оркестр», «необыкновенный оркестр», «оркестр маминых предметов», «школьные принадлежности»; «приглашать» на занятия сказочных персонажей; использовать атрибуты и костюмы, помогающие детям входить в образ предложенного героя. Музыкальное пространство могут дополнить микрофон (бутафорский), «веселый звукоряд», где нотки — это весел детские мордашки, и другие задумки, которые сделают музыкальную жизнь детей интерес увлекательней, ярче и активнее.
Очень важна для развития музыкального творчества комфортная психологическая обстановка и свободное расположение временем.Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Избегать замечаний, осуждений в адрес ребенка. А вот высказывать общее впечатление от выступления необходимо, чтобы учесть недостатки и промахи. Это важный жизненный опыт.
Существует несколько этапов формирования творческих способностей.На первом этапе задача педагога – научить детей активно подражать способам действий, примененным в музыкальном образе взрослого.
Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал.
На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов. Например, придумать мелодию, характеризующую того или иного персонажа (медведь или зайка). Примерные задания —сочинить мелодии по своему желанию без всяких образцов. Творческие задания от этапа к этапу усложняются.
Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах я стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю на музыкальных занятиях и во время индивидуальной работы с детьми, в свободное от занятий время.
Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки в аудиозаписи, видеозаписи и т.д.
Ознакомление детей с музыкальными инструментами, на которых они будут играть,осуществляю с учетом их возрастных особенностей.
Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с первой младшей группы (2-3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание, знать и различать звучание колокольчиков, погремушки, деревянных ложек.
Знакомство с инструментами проводила постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В процессе игр дети начинали самостоятельно угадывать звучание инструментов.
На каждом занятии старалась создать радостное настроение у детей от общения с музыкой. В гости к ребятам приходили лесные герои и приносили в корзинке погремушки. Малыши рассматривали их, ощупывали, учились общаться, извлекать звук. И только после этого проводилась игра «Погремушки». Под тихую музыку постукивали погремушкой перед собой, под громкую – поднимали погремушку вверх и слегка встряхивали. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. Аналогично разучивалась игра «Тихий и громкий колокольчик».
На занятия часто приходят игрушки и включаются в игры с детьми. У каждого своя музыка, таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.
Например, музыкально — дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Здесь, я уделяю особое место дифференцирован¬ному подходу. Сначала прошу выполнить упражнение одновре¬менно нескольких детей, затем на исполнение тех же движений приглашаю индивидуально. Если малыш затрудняется, воспи-татель помогает ему.При этом немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении ребятишки младшей группы становятся более активными.
Во второй младшей группе я закрепляла умения детей в игре намузыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали ранее; продолжала знакомить с новыми: бубном, барабаном и дудочкой.
Старалась, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме. Для знакомства малышей с барабаном прячу игрушку (зай¬чика, кошку, белочку) и маленький барабан в «чудесный мешо¬чек». На музыкальном занятии сообщаю детям, что в мешочке кто-то прячется. Открываю его, достаю зайчика и спрашиваю: «Ты кто?» «Зайчик-попрыгайчик. Дайте мне мой ба¬рабанчик», — отвечает он. Достаю из «чудесного ме¬шочка» маленький барабан и отдаю зайчику, придерживая его левой рукой так, чтобы он был виден детям. Правой рукой вожу зайку, который как бы играет палочками под музыку «Барабан» Е. Тиличеевой.
Затем беру в руки большой барабан и ударяю сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каж¬дой. Прошу зайчика потанцевать. Уточняю с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем одновременно двумя).
На музыкальных занятиях предлагала детям творческие индивидуальные задания с использованием барабана.
Я заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).
В процессе дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха и сенсорных способностей. Дети, не только различали контрастное звучание, но и могли воспроизвести его, например, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок (музыкально – дидактическая игра «Кто поет?»), звенят колокольчиками или ударяют по барабану («Угадай на чем играю?»).
Постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые детские инструменты, появлялось желание самостоятельно действовать с ними.
В средней группе уже предусматривается игра на металлофоне. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма, музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляла на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Вначале мы вспоминаем игру «Дождь», знакомую детям по младшей группе. Малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Уда¬рять прошу по одной пластинке, при этом поправляем молоточек в руке, поясняю и уточняю правильное его расположение между пальцев.
Сначала с детьми передавали ритмический рисунок хлопками все вместе, потом небольшими подгруппами, используя различные ударные инструменты: на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком. А после этого переходили к игре «попевки на металлофоне на одном звуке». Для того, чтобы дети научились правильно опускать молоточек на пластинку, я наклеивала кружочек на нужную пластинку.
В средней группе знакомила со звучанием музыкального треугольника. Есть ряд игр, в которых этот инструмент обыгрывается: «Как тебя зовут?», «Веселые молоточки». В игре дети угадывают по ритму кого позвали. Такие музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте: бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество ребят, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы я начинала ставить более сложные задачи. Учила исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. Если в средней группе во время игры на металлофоне от детей требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мело¬дическую линию, то в старшей группе перед ними ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно всту¬пать и заканчивать игру. К такому исполнению я подходила на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие ребята не испытывали особых трудностей в одновременной игре на двух металлофонах, так как попевка, построенная на одном звуке им хорошо знакома.
От исполнения простых попевок я постепенно переходила к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках (ми – до). В процессе обучения у детей развивается звуковысотный слух, поэтому сначала поем попевку с показом высоты звуков рукой. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Постепенно дети исполняют эту попевку ансамблем. А также я знакомлю детей с игрой на клавишной дудке.
В подготовительной группе дети достаточно хорошо владеют такими инструментами как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, и др. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно организовывают небольшой ансамбль.
В подготовительной группе я решаю задачу по обучению детей игре по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
В подготовительной группе продолжаю обучать игре на металлофоне, т.к. он является простейшим инструментом, на котором дети имеют возможность не только сыграть знакомую мелодию, попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. В процессе игры на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, хорошо развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность, развивается желание играть на музыкальных инструментах.
В подготовительной группе я знакомлю детей с аккордео¬ном. Ребята рассматривают его, слушают знакомые мелодии в исполнении музыкального руководителя. Даю детям возмож¬ность послушать его звучание в грамзаписи в исполнении артис¬тов. Ребята слышат его звук во время некоторых музыкально¬ — дидактических игр, которые обыгрываются на музыкальных заня¬тиях. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех музыкальных инструментов этот является самым сложным. Поэ¬тому на музыкальных занятиях мы только знакомим детей с аккордеоном, а обучаем игре во время индивидуальных занятий. После того, как дети усвоят навыки игры на аккордеоне, они начинают играть несложные попевки и песенки. Этот инструмент можно включать в музыкально-дидактические игры, участниками которых являются сами дети.
С детьми подготовительной группы мы посетили Центр культуры национального творчества «Турман сый», где познакомились с музыкальными инструментами народов ханты и манси, музыкой, песнями, а также смогли поиграть на инструментах.
А экскурсия в школу искусств была для детей очень интересной и познавательной. Мы посетили музыкальное отделение школы. 21 Слайд.Дети узнали и увидели музыкальные инструменты, услышали их звучание в исполнении учителей школы, а потом попробовать на них поиграть.
После посещения этих творческих центров, вдохновили Диму воспитанника группы «Бусинки» при подготовке к новогоднему оркестру, придумать интересную ритмическую импровизацию, которые мы и использовали в игре на празднике. А музыкальные импровизации дети чаще использовали на развлечениях в музыкально – литературных гостиных в творческих заданиях.
Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования, который я использую в музыкальном воспитании детей с младшего дошкольного возраста. Выступление оркестра готовится к каждому календарному празднику, в каждой возрастной группе. А музыкальные произведения, которые будет исполнять, зависит от темы праздника. Если это фольклорный праздник, то русская народная мелодия, если это цирковое представление, значит шуточное музыкальное произведение, если это концерт, можно выбрать и классическое произведение и современное, учитывая эстетическую и художественную ценность произведения.
Выступление оркестра не ограничивается выступлением на праздниках и развлечениях, детский оркестр выступает на городских, районных и региональных конкурсах, а также выступление детей могут посмотреть все желающие на видео хостинге YouTube.
При работе в оркестре добиваюсь от детей выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий. В репертуаре оркестра: «Турецкий марш» Ф Моцарта, «Осенний марафон» А. Петрова, «Польки» И. Глинки и С. Рахманинова, «Полонез» Огинского, «Венгерский танец» И.Брамса, «Летка енька» Дельгадо, Русские народные мелодии и др.
Немаловажную роль в успешном претворении творческого процесса играют родители. Главное — разъяснить им цель и необходимость ее достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменения в своем ребенке, появление новых качеств личности, более уверенной, самостоятельно мыслящей, то они готовы помогать всегда и во всём педагогам. Для импровизации они помогают создавать музыкальные шумовые инструменты своими руками из любого материала.
Так, например, к осеннему празднику смастерили грибочки. Они послужили как украшением зала, так и музыкальным инструментом. А для приближающегося новогоднего праздника родители сделали погремушки для шумового оркестра. А также с удовольствием с нами играют в оркестре.
Основываясь на личном опыте можно сделать вывод, что значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и диатонический или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
И, чем раньше мы создадим среду для развития творчества, где ребенок начнет проявлять себя, чем раньше он попробует сам исполнять музыкальные произведения, чем раньше у него покажутся росточки творческих проявлений, тем быстрее мы получим личность, обладающую творческим потенциалом.
Список литературы
1.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский-М.: Педагогика, 1991.
2.Гогоберидзе, А. Детство с музыкой / А. Гогоберидзе, В. Дергунская. — СПб: ДетствоПресс, 2010.
3.Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных ин-струментах Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. —М.: Просвещение, 1990.
4.Кононова, Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Кононова. — М.: Просвещение, 1982.
5.Никитин, Б. П. Ступени творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М.: Про¬свещение, 1990.
6.И. П. РавчееваНастольная книга музыкального руководителя / авт.-сост. И. П. Равчеева. — ВолгоградУчитель, 2014.
7.Тютюнникова, Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоре¬тические основы) / Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 5.
8.Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем / В. В. Цвынтарный. — СПб. Издательство «Лань», 2002.