Нравственно-патриотическое воспитание
Файл: Проект «Русская народная игрушка»
Воспитатель Журавлева Маргарита Юрьевна г. Жигулевск
Проект формирует интерес у детей к истории России и народно-прикладному искусству.
Паспорт проекта
Описание проекта
1.Тема проекта: Русская народная игрушка.
2. Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, по продолжительности – средней продолжительности.
3. Возрастная группа участников проекта: дети средней группы комбинированной направленности с ОНР (4-5 лет).
4. Осуществление проекта в разделах программы: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».
5. Проблема проекта: Дети не знают традиции русского – народного прикладного творчества.
6. Причины проведения проекта:
• Низкий уровень знаний у детей о истории появления игрушки, об истории русской народной игрушке.
• Слабые навыки рисования декоративной росписью.
7. Цели проекта:
• Формировать интерес к истории своей Родины и народно-прикладному искусству.
• Расширять представления детей о русского народа, его традициях, костюмах и обычаях, предметах старины, предметах одежды.
• Познакомить с русскими народными игрушками.
8. Задачи проекта:
1. Познакомить с историей игрушки и народного промысла.
2. Освоить некоторые классические элементы художественной росписи.
3. Расширять представления о том, как жил русский народ, как одевался, как, из чего в старину изготавливали игрушки, о том, какие разновидности игрушек существуют, как их расписывали, какие были музыкальные игрушки, какие песни, пляски, хороводы водили.
4. Развивать словарный запас по теме «Русский народ. Традиции. Обычаи. Быт»: активизировать в речи названия предметов одежды, предметов посуды, названия игрушек, материала, из которых их изготавливали, названия элементов декоративной росписи.
5. Развивать коммуникативные навыки: умение составлять рассказ о костюме, игрушке, загадывать загадки, рассказывать короткие стихотворения интонационно передавая смысл содержания;
6. Развивать познавательный интерес к таинствам жизни русского народа.
7. Формировать эстетические качества, а также умение использовать полученные знания, умения, навыки в собственной самостоятельной и поисковой деятельности.
8. Создать коллекцию игрушек. Оформить мини-музей «Русская народная игрушка».
9. Планируемые результаты обучения:
1. Дети будут иметь представления о традициях русского народного промысла – народного прикладного искусства.
2. Дети будут иметь представления о разновидностях русской народной игрушки, об особенностях ее изготовления, о том, что их делают из разных материалов (глины, ткань, дерево).
3. Дети будут уметь конструировать различные поделки (игрушки) из бумаги, лепить игрушки из пластилина, мастерить их из дерева, лоскутков тканей.
4. Дети будут иметь представление о труде людей, которые прикладывают много сил для изготовления таких игрушек, народных национальных костюмов, и других предметов старины.
5. Дети будут знать названия разных русских народных игрушек, предметов старины (посуды, предметов быта), названия предметов одежды.
6. Дети будут знать различные русские народные сказки, загадки о русских народных игрушках, пляски, хороводы, частушки.
7. Дети будут воспитывать в себе чувство уважения к труду взрослых, будут развивать самооценку, анализируя свою работу, сравнивая её с работами сверстников и их родителей.
10. Основополагающий вопрос: Как сделать русскую народную игрушку?
11. Проблемные вопросы:
1. Что необходимо делать, чтобы сделать игрушку?
2. Какие известны виды игрушек?
3. Для чего делали игрушки?
4. Из чего делают русские народные игрушки?
5. Кто делал раньше игрушки? Из чего?
6. Для чего расписывали игрушки?
7. Какие известны виды росписей?
8. Какую одежду носил русский народ в старину? Из чего шили одежду?
9. Как русский народ использовал игрушки на праздниках?
10. В какие русские народные игры играли раньше?
12. Темы исследований (с помощью которых участники проекта смогут найти ответы на поставленные вопросы учебной темы):
1. Традиции и обычаи русского народа.
2. Русский народный костюм (мужской, женский, праздничный).
3. Русские народные песни, пляски, пословицы и поговорки, хороводы.
4. Материала и инструменты для изготовления игрушек.
5. Декоративно-прикладное искусство. Русская народная роспись.
6. Народные подвижные игры.
13. Формы проведения результатов исследования:
1. Разработка и оформление памятки «Как беречь народную игрушку». «Экспериментирование с деревом».
2. Оформление картотеки «Народные подвижные игры».
3. Создание коллекции игрушек.
4. Подготовка и проведение презентации музея русской народной игрушки. Оформление мини-музея «Русской народной игрушки».
Этапы и сроки проведения проекта:
1 этап:- подготовительный. Приобщение родителей к подготовке и проведению презентации проекта. Привлечение родителей к сбору материалов для изобразительной деятельности (альбомы по ДПИ, народные игрушки). Подбор литературы, иллюстраций, композиций, изделий ручной работы по теме проекта. Чтение русских народных сказок. Разучивание стихотворений, потешек, поговорок.
2 этап: — исследовательский. Ознакомление с русским народным костюмом (мужскими женским). Беседы об истории русской народной игрушки, о национальном мужском и женском костюме, о том, как жили люди в старину, как одевались, чем питались. Изучение элементов декоративной росписи. Экспериментирование с деревом.
3 этап: — заключительный. Обобщение результатов работы (проведение диагностического обследования по проекту). Сбор коллекции игрушек Изготовление различных игрушек детьми совместно с родителями и педагогами. Подготовка и оформление экспозиции музея «Русская народная игрушка».
4 этап: — защита проекта. в виде презентации мини-музея «Русская народная игрушка».