Свидетельство о публикации № СВ/0094
Автор: Кириченко Татьяна Юрьевна, музыкальный руководитель, МКДОУ Нижне Заимский детский сад, село Нижняя — Заимка
«Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки у дошкольников»
Ссылка на файл: «Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки у дошкольников»
Проблеме эмоционального развития ребёнка, уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. Вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также с качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения.
Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру музыкальной культуры. В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально — образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, P.M.Чумичева, Л. Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.
Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости и образности детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова). Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.
Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.
Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Изучив и проанализировав материал, современных исследователей можно прийти к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости. И что дает основание начать более углубленную работу над темой «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки».