Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Змановская Татьяна Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка», г. Белоярский.
Стратегия обучения детей выявлению признаков объектов и их использованию в познавательном процессе.
В возрасте 2-3 лет у подрастающего человека формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования. Дети начинают считывать, понимать и оперировать моделями (значками, игрушками, картинками, схемами). Происходит познание мира через чувственное восприятие признаков объектов. Детьми усваиваются сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.
В детском саду рекомендуется проведение подготовительной работы, при которой происходит знакомство малышей с величинами и их соотношениями. Какие же величины можно для этого использовать? Могут быть различные проявления признаков: количество (много – мало), влажность (сухо – мокро), температура (горячо – холодно) и т.д.
Познание мира подрастающего человека в основном идет путем определения некоторых признаков объектов с помощью анализаторов. В педагогике раннего возраста существует проблема поиска оптимальных средств формирования у детей умений выявлять признаки и делать описание объекта.
Универсальным механизмом формирования способностей определять признаки объектов и с ними работать является модель «ОБЪЕКТ — ИМЯ ПРИЗНАКА — ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА». Признаком мы называем какую – характеристику объекта. Например: Слон (объект) — большой (признак) или имеет размер (тоже признак). На наш взгляд, можно сделать иерархию этих характеристик по принципу – признак, который мы воспринимаем органами чувств (конкретный) и признак, который является обобщенной характеристикой и органами чувств не воспринимается (обобщенный). Например: печенье — квадратное – признак конкретный, распознается зрительным и тактильным анализаторами; печенье имеет форму – признак обобщенный и не воспринимается анализаторами.
В рамках иерархии получается обобщенный признак – ИМЯ ПРИЗНАКА, который состоит из неограниченного множества конкретных ЗНАЧЕНИЙ этого признака.
На наш взгляд, основной причиной затруднений в дидактике раннего возраста является то, что воспитатели показывают детям множество ЗНАЧЕНИЙ признаков и не называют ИМЕН признаков. Предполагается, что сами дети сделают со временем обобщение. К сожалению, это происходит не часто и даже в старшем дошкольном возрасте некоторые дети не могут сделать обобщения.
Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирования обобщенного понятия ИМЯ признака, а ЗНАЧЕНИЯ данного признака находить с помощью органов чувств.
Основные цели игровых занятий:
• поддерживать познавательную мотивацию и подготовить детей к последующему формированию элементарных математических представлений;
• содействовать проявлению способности выделять имена признаков, находить значения этих признаков в объекте и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия.
Игровые занятия необходимо проводить еженедельно индивидуально или с малыми подгруппами детей (не более 5 человек) в повседневной учебной ситуации. Время проведения зависит от активности детей и их заинтересованности. Воспитателям рекомендуется через каждые 2 -3 минуты перемещать детей в пространстве или менять вид деятельности.
Основное пособие для всех занятий – это модели имен признаков: «влажность», «количество», «цвет», «размер», «форма», «вес», «температура» «место» и «направление». Пособие со значками имен признаков может выглядеть как яблонька с яблочками, как аквариум с рыбками, как тучка с капельками, и т.д. В таком пособии яблочки, рыбки или капельки – значки — схемы имен признаков.
Все тренинги проводится по узнаванию изображений имен признаков и поиску их значений в ближайшем окружении по алгоритму:
1 шаг – игровые упражнения по поиску значений, какого – либо одного признака в ближайшем окружении. Обязательно в речи воспитатель проговаривает несколько раз имя признака. Например: «Давайте, ребята, поищем, в каком МЕСТЕ у нас находятся книжки? Вот эта книжка на полочке, ее МЕСТО – полка. МЕСТО другой книжки – стол. МЕСТО еще одной книжки — сумка».
2 шаг – воспитатель показывает схематическое обозначение данного имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас, в каком МЕСТЕ что-то находится?». Значок места вешается на пособие с именами признаков.
3 шаг – в течение длительного времени (7-10 дней) воспитатель обращает внимание детей на значок имени признака и от имени него задает вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении. Например: воспитатель: «Какой вопрос задает нам этот значок?» Ответы детей: «Значок спрашивает про место». Воспитатель: «Давайте ответим нашему значку, в каком МЕСТЕ находится у нас цветок (на подоконнике)».
В возрасте 2-3 лет детям надо давать возможность, знакомиться с одним каким либо именем признака с течение достаточно длительного времени. Ориентировочно около 2 недель идет работа с одним признаком. Воспитатель организует процесс чувственного восприятия детьми значений какого-то признака через каналы восприятия. Например, с именем признака ФОРМА дети играют в течение 2-2,5 недель. Они узнают значения этого имени признака в первую очередь руками (тактильный анализатор), а потом и глазами (зрительный анализатор).
Тренинги с детьми по узнаванию схем имен признаков проводятся с признаками:
• Размер
• Цвет
• Форма
• Количество
• Действие
• Часть
• Запах
• Вкус
• Вес
• Температура
• Звук
• Влажность
• Рельеф
• Место
Поиски значений этих признаков идет в ближайшем окружении.
Постепенно, дети, глядя на схему (значок) имени признака делают элементарное описание какого-либо объекта.
Многолетний опыт работы по алгоритму с именами признаков и их значениями показывает, что у маленьких детей значительно быстрее идет формирование способностей анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать. Основная масса детей в конце года, самостоятельно открывают схему какого — либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении, называть его, сравнивать и делать простейшие выводы. Например: «Вот этот значок спрашивает про размер. Мишка – большой, а зайка маленький по размеру».
Воспитателю надо свою речь пополнить словами и словосочетаниями «объект», «признак», «название признака», «признак места», «признак количества» и др. Эти термины часто называть маленьким детям. Понятия имя признака и значение признака сложатся много позже, а пока дети только начинают различать, о чем идет речь и искать в окружении проявление данного имени признака.