• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Пушкин в музыке

  • Музыкальное образование
Музыкальное образование и воспитание Пушкин в музыке

Музыкальное образование и воспитание Пушкин в музыке

Автор: учитель музыки Калашникова Юлия Николаевна

МКОУ «СОШ № 12» ИМРСКстаница Баклановская Изобильненского района

Конспект урока «Пушкин в музыке»

Данный материал можно использовать как для проведения урока, так и внеклассного мероприятия. практическая часть урока построена в форме квеста.

Файл:Пушкин в музыке

Урок музыки в 5 классе

«Пушкин в музыке»
(по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Цели урока:

Воспитательные:
• Воспитание интереса, любви к искусству.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости.
• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
• Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Образовательные:

Познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Развивающие:

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
• Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: компьютер, доска.

Программное обеспечение «Либретто», учебник Музыка 5кл.
Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Музыкальный репертуар:

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Давайте улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!
Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный.Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1. Сон и отдых позабыты, пишет песню (композитор)
2. Композитор и поэт — это творческий (дуэт)
3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет, как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,
То такое представленье называется (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!
Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!

6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:
Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку… 2.
К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.
Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала (увертюра)

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.
И город, и деревня, ты угадал, наверно:
Чтоб слышались овации
Что нужно?(декорации)

Подберите общее слово, объединяющее все эти слова.(Театр)

Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном.
Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?
Совместное целеполагание

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.

II. Актуализация знаний.

Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?
(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)
Что такое опера? (Ответ)
Что такое балет? ( Ответ)
Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.Сегодня мы отправимся в оперу.Итак, я приглашаю вас в театр.
Каждый из вас знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты, билеты необычные, с вопросами на тему «театр». Ответив на данные вопросы, можно смело отправляться в оперу.
Задание1: соединить стрелочкой слова, одинаковые по смыслу.
Опера музыкальный спектакль
Оркестр коллектив музыкантов
Увертюра оркестровое вступление к опере
Ария сольный номер в опере
Хор коллектив певцов
Речитатив полупение, полуречь
Ансамбль группа исполнителей
Дирижёр руководитель оркестра
Либретто содержание оперы

Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в музыкальный театр. Всем можно смело открывать двери в мир музыки.
Открываю доску. На доске портрет А.С. Пушкина
Вы знаете, кто это?
А почему попав в музыкальный театр, мы встретили А.С. Пушкина?
Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. Что нельзя выразить словом, можно выразить музыкой. Сами стихи Пушкина очень музыкальны. Это отмечали многие русские композиторы и поэтому многие сказки получили вторую жизнь – в музыке! Поэзия Пушкина вдохновляла композиторов на творчество. И сказки «оживают»!

Сегодня все знают царя Додона, и колдуна Черномора, Шамаханскую царицу и царя Салтана.Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Начало музыкальной пушкиниане положил русский композитор М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки и оперы.

Портрет Глинки на доску

Памятником великому поэту стала его опера «Руслан и Людмила». Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году, а прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Ещё один русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков тоже восхищался музыкальностью стиха, которые вдохновили его на создание своих произведений – опер на сюжет пушкинских сказок. Это оперы «Сказка о царе Салтане»,и «Золотой петушок». В них воплотилось невероятное богатство фантазии сказок Пушкина.
На прошлом уроке вам было дано задание познакомиться с содержанием оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». И сейчас я предлагаю поучаствовать в квест-игре «Пушкин в музыке». Выполнять задания вы будете всем классом, поэтому важно работать сообща. Если какое-то задание вызовет у вас затруднение, можно будет воспользоваться различными источниками информации.
Но прежде чем мы начнём, нам необходимо размяться.

ФИЗМИНУТКА

У лукоморья дуб зеленый;
(руки подняты вверх, имитация колыхающихся веток)
Златая цепь на дубе том:
(руки собираются в замок и двигается в право и в лево)
И днем, и ночью кот ученый
(руки перед собой, имитация лапок котёнка)
Всё ходит по цепи кругом; (круговое движение)
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
(поворот головы на право, затем на лево)
Там чудеса: там леший бродит, (ходьба на месте)
Русалка на ветвях сидит… (садятся на места)

Итак, внимание – первое задание:

Задание № 1

Из предложенных разноцветных шариков необходимо взять шарик того цвета, который получается, если смешать жёлтый и синий цвета. Только в нем будет следующее задание.
(Зелёный)

Задание №2

Назовите имя персонажа оперы «Руслан и Людмила», о котором Пушкин писал:
«Итак: ……, крикун надменный,
в пирах никем непобежденный,
но воин скромный средь мечей»
(Фарлаф)

Задание №3

Впишите подходящий ответ из задания №2 в первую строку кроссворда. Решите кроссворд и разгадайте ключевое слово.

Задание №4

В предыдущем задании вы разгадали имя одного из героев известной оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». А сколько всего героев отправились на поиски Людмилы в опере?

Задание № 5

Какое отношение имеет число, угаданное вами в предыдущем задании к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова?
Правильно, в опере представлены три чуда. Какие же это чудеса?
Прослушайте сейчас три фрагмента и определите какое чудо изображается.
Поставить номера к иллюстрациям.
Возьмите словарь музыкальных настроений и подберите соответствующее настроение к теме Белки, Царевны, Богатырей.

Вывод: литература, музыка и живопись разными средствами создают в нашем сознании художественные образы: произведения литературы — с помощью слова; музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков; живопись создает разноцветьем красок зримые образы.
Прекрасен союз литературы, музыки и живописи!

Навигация по записям

Повышение профессиональной компетенции педагогов → ← «Звуки [п],[п’]. Буква П»

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.