• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Помощь
  • Реквизиты
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Пушкин в музыке

  • Музыкальное образование
Музыкальное образование и воспитание Пушкин в музыке

Музыкальное образование и воспитание Пушкин в музыке

Автор: учитель музыки Калашникова Юлия Николаевна

МКОУ «СОШ № 12» ИМРСКстаница Баклановская Изобильненского района

Конспект урока «Пушкин в музыке»

Данный материал можно использовать как для проведения урока, так и внеклассного мероприятия. практическая часть урока построена в форме квеста.

Файл:Пушкин в музыке

Урок музыки в 5 классе

«Пушкин в музыке»
(по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Цели урока:

Воспитательные:
• Воспитание интереса, любви к искусству.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости.
• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
• Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Образовательные:

Познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Развивающие:

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
• Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: компьютер, доска.

Программное обеспечение «Либретто», учебник Музыка 5кл.
Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Музыкальный репертуар:

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Давайте улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!
Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный.Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1. Сон и отдых позабыты, пишет песню (композитор)
2. Композитор и поэт — это творческий (дуэт)
3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет, как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,
То такое представленье называется (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!
Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!

6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:
Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку… 2.
К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.
Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала (увертюра)

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.
И город, и деревня, ты угадал, наверно:
Чтоб слышались овации
Что нужно?(декорации)

Подберите общее слово, объединяющее все эти слова.(Театр)

Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном.
Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?
Совместное целеполагание

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.

II. Актуализация знаний.

Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?
(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)
Что такое опера? (Ответ)
Что такое балет? ( Ответ)
Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.Сегодня мы отправимся в оперу.Итак, я приглашаю вас в театр.
Каждый из вас знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты, билеты необычные, с вопросами на тему «театр». Ответив на данные вопросы, можно смело отправляться в оперу.
Задание1: соединить стрелочкой слова, одинаковые по смыслу.
Опера музыкальный спектакль
Оркестр коллектив музыкантов
Увертюра оркестровое вступление к опере
Ария сольный номер в опере
Хор коллектив певцов
Речитатив полупение, полуречь
Ансамбль группа исполнителей
Дирижёр руководитель оркестра
Либретто содержание оперы

Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в музыкальный театр. Всем можно смело открывать двери в мир музыки.
Открываю доску. На доске портрет А.С. Пушкина
Вы знаете, кто это?
А почему попав в музыкальный театр, мы встретили А.С. Пушкина?
Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. Что нельзя выразить словом, можно выразить музыкой. Сами стихи Пушкина очень музыкальны. Это отмечали многие русские композиторы и поэтому многие сказки получили вторую жизнь – в музыке! Поэзия Пушкина вдохновляла композиторов на творчество. И сказки «оживают»!

Сегодня все знают царя Додона, и колдуна Черномора, Шамаханскую царицу и царя Салтана.Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Начало музыкальной пушкиниане положил русский композитор М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки и оперы.

Портрет Глинки на доску

Памятником великому поэту стала его опера «Руслан и Людмила». Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году, а прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Ещё один русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков тоже восхищался музыкальностью стиха, которые вдохновили его на создание своих произведений – опер на сюжет пушкинских сказок. Это оперы «Сказка о царе Салтане»,и «Золотой петушок». В них воплотилось невероятное богатство фантазии сказок Пушкина.
На прошлом уроке вам было дано задание познакомиться с содержанием оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». И сейчас я предлагаю поучаствовать в квест-игре «Пушкин в музыке». Выполнять задания вы будете всем классом, поэтому важно работать сообща. Если какое-то задание вызовет у вас затруднение, можно будет воспользоваться различными источниками информации.
Но прежде чем мы начнём, нам необходимо размяться.

ФИЗМИНУТКА

У лукоморья дуб зеленый;
(руки подняты вверх, имитация колыхающихся веток)
Златая цепь на дубе том:
(руки собираются в замок и двигается в право и в лево)
И днем, и ночью кот ученый
(руки перед собой, имитация лапок котёнка)
Всё ходит по цепи кругом; (круговое движение)
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
(поворот головы на право, затем на лево)
Там чудеса: там леший бродит, (ходьба на месте)
Русалка на ветвях сидит… (садятся на места)

Итак, внимание – первое задание:

Задание № 1

Из предложенных разноцветных шариков необходимо взять шарик того цвета, который получается, если смешать жёлтый и синий цвета. Только в нем будет следующее задание.
(Зелёный)

Задание №2

Назовите имя персонажа оперы «Руслан и Людмила», о котором Пушкин писал:
«Итак: ……, крикун надменный,
в пирах никем непобежденный,
но воин скромный средь мечей»
(Фарлаф)

Задание №3

Впишите подходящий ответ из задания №2 в первую строку кроссворда. Решите кроссворд и разгадайте ключевое слово.

Задание №4

В предыдущем задании вы разгадали имя одного из героев известной оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». А сколько всего героев отправились на поиски Людмилы в опере?

Задание № 5

Какое отношение имеет число, угаданное вами в предыдущем задании к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова?
Правильно, в опере представлены три чуда. Какие же это чудеса?
Прослушайте сейчас три фрагмента и определите какое чудо изображается.
Поставить номера к иллюстрациям.
Возьмите словарь музыкальных настроений и подберите соответствующее настроение к теме Белки, Царевны, Богатырей.

Вывод: литература, музыка и живопись разными средствами создают в нашем сознании художественные образы: произведения литературы — с помощью слова; музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков; живопись создает разноцветьем красок зримые образы.
Прекрасен союз литературы, музыки и живописи!

Навигация по записям

Повышение профессиональной компетенции педагогов → ← «Звуки [п],[п’]. Буква П»

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Зимние конкурсы

Зимняя фантазия

Зимняя фантазия

Конкурс для педагогов и воспитателей «Зимняя фантазия»

подробнее
Детские новогодние поделки

Детские новогодние поделки

Предлагаем Вам принять участие в конкурсе для детей «Новогодние поделки»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Аттестация педагогов ДОУ

Аттестация педагогов ДОУ

Подготовим все необходимые документы для аттестации!

подробнее
Самообразование педагога

Самообразование педагога

Мы выполним выбранную тему по самообразованию за вас по стандартам предъявляемых в вашем учебном заведении.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.