Музыкальное образование и воспитание Пушкин в музыке
Автор: учитель музыки Калашникова Юлия Николаевна
МКОУ «СОШ № 12» ИМРСКстаница Баклановская Изобильненского района
Конспект урока «Пушкин в музыке»
Данный материал можно использовать как для проведения урока, так и внеклассного мероприятия. практическая часть урока построена в форме квеста.
Файл:Пушкин в музыке
Урок музыки в 5 классе
«Пушкин в музыке»
(по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Цели урока:
Воспитательные:
• Воспитание интереса, любви к искусству.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости.
• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
• Создание ситуации успеха для каждого ученика.
Образовательные:
Познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Развивающие:
• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
• Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: компьютер, доска.
Программное обеспечение «Либретто», учебник Музыка 5кл.
Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Музыкальный репертуар:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку. Давайте улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!
Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный.Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:
1. Сон и отдых позабыты, пишет песню (композитор)
2. Композитор и поэт — это творческий (дуэт)
3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.
Палочка застынет и весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет, как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)
4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,
То такое представленье называется (Балет)
5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!
Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!
6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:
Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку… 2.
К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.
Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала (увертюра)
7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.
И город, и деревня, ты угадал, наверно:
Чтоб слышались овации
Что нужно?(декорации)
Подберите общее слово, объединяющее все эти слова.(Театр)
Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном.
Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?
Совместное целеполагание
Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.
II. Актуализация знаний.
Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?
(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)
Что такое опера? (Ответ)
Что такое балет? ( Ответ)
Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.Сегодня мы отправимся в оперу.Итак, я приглашаю вас в театр.
Каждый из вас знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты, билеты необычные, с вопросами на тему «театр». Ответив на данные вопросы, можно смело отправляться в оперу.
Задание1: соединить стрелочкой слова, одинаковые по смыслу.
Опера музыкальный спектакль
Оркестр коллектив музыкантов
Увертюра оркестровое вступление к опере
Ария сольный номер в опере
Хор коллектив певцов
Речитатив полупение, полуречь
Ансамбль группа исполнителей
Дирижёр руководитель оркестра
Либретто содержание оперы
Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в музыкальный театр. Всем можно смело открывать двери в мир музыки.
Открываю доску. На доске портрет А.С. Пушкина
Вы знаете, кто это?
А почему попав в музыкальный театр, мы встретили А.С. Пушкина?
Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. Что нельзя выразить словом, можно выразить музыкой. Сами стихи Пушкина очень музыкальны. Это отмечали многие русские композиторы и поэтому многие сказки получили вторую жизнь – в музыке! Поэзия Пушкина вдохновляла композиторов на творчество. И сказки «оживают»!
Сегодня все знают царя Додона, и колдуна Черномора, Шамаханскую царицу и царя Салтана.Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Начало музыкальной пушкиниане положил русский композитор М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки и оперы.
Портрет Глинки на доску
Памятником великому поэту стала его опера «Руслан и Людмила». Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году, а прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.
Ещё один русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков тоже восхищался музыкальностью стиха, которые вдохновили его на создание своих произведений – опер на сюжет пушкинских сказок. Это оперы «Сказка о царе Салтане»,и «Золотой петушок». В них воплотилось невероятное богатство фантазии сказок Пушкина.
На прошлом уроке вам было дано задание познакомиться с содержанием оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». И сейчас я предлагаю поучаствовать в квест-игре «Пушкин в музыке». Выполнять задания вы будете всем классом, поэтому важно работать сообща. Если какое-то задание вызовет у вас затруднение, можно будет воспользоваться различными источниками информации.
Но прежде чем мы начнём, нам необходимо размяться.
ФИЗМИНУТКА
У лукоморья дуб зеленый;
(руки подняты вверх, имитация колыхающихся веток)
Златая цепь на дубе том:
(руки собираются в замок и двигается в право и в лево)
И днем, и ночью кот ученый
(руки перед собой, имитация лапок котёнка)
Всё ходит по цепи кругом; (круговое движение)
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
(поворот головы на право, затем на лево)
Там чудеса: там леший бродит, (ходьба на месте)
Русалка на ветвях сидит… (садятся на места)
Итак, внимание – первое задание:
Задание № 1
Из предложенных разноцветных шариков необходимо взять шарик того цвета, который получается, если смешать жёлтый и синий цвета. Только в нем будет следующее задание.
(Зелёный)
Задание №2
Назовите имя персонажа оперы «Руслан и Людмила», о котором Пушкин писал:
«Итак: ……, крикун надменный,
в пирах никем непобежденный,
но воин скромный средь мечей»
(Фарлаф)
Задание №3
Впишите подходящий ответ из задания №2 в первую строку кроссворда. Решите кроссворд и разгадайте ключевое слово.
Задание №4
В предыдущем задании вы разгадали имя одного из героев известной оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». А сколько всего героев отправились на поиски Людмилы в опере?
Задание № 5
Какое отношение имеет число, угаданное вами в предыдущем задании к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова?
Правильно, в опере представлены три чуда. Какие же это чудеса?
Прослушайте сейчас три фрагмента и определите какое чудо изображается.
Поставить номера к иллюстрациям.
Возьмите словарь музыкальных настроений и подберите соответствующее настроение к теме Белки, Царевны, Богатырей.
Вывод: литература, музыка и живопись разными средствами создают в нашем сознании художественные образы: произведения литературы — с помощью слова; музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков; живопись создает разноцветьем красок зримые образы.
Прекрасен союз литературы, музыки и живописи!