Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Джаловян Наталья Владимировна, преподаватель, МБОУ ДО «Белоярская ДШИ», г.п.Белый Яр, Сургутского района.
Проект «Творческая семья»
(подготовка и проведение конкурса семей обучающихся ДШИ).
Мероприятие с участием родителей в рамках внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
Опираясь на свой многолетний опыт работы, проведя диагностику обучающихся и родителей по некоторым параметрам, а именно: заинтересованность в обучении, сценическая культура, «боязнь сцены», я определила, что у некоторых из них недостаточная заинтересованность в образовательном процессе, не все обучающиеся умеют вести себя правильно на сцене, некоторые из них испытывают излишнее волнение. Для решения этих проблем разработан цикл мероприятий с участием родителей обучающихся.
Как бы серьезно не продумывались принципы, формы и методы образования и воспитания детей в образовательных учреждениях, какой бы высокой не была квалификация преподавателя, невозможно достигнуть главной цели – всестороннее гармоничное развитие личности, без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Сотрудничество школы искусств с семьей направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию и обучению детей. Задача преподавателя – помочь родителям в решении этих вопросов.
Как установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося? Как объединить усилия взрослых для воспитания, обучения и творческого развития детей? Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки?
Стремление преподавателя к диалогу – важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Успешному взаимодействию способствуют активные формы общения, и в особенности совместное творчество. Семейный творческий проект — это действенная форма активизации всех участников образовательных отношений.
Основная часть.
Проект «Творческая семья» включает в себя подготовку и проведение конкурса обучающихся и членов их семей. Проект отражает основные цели и задачи федеральных государственных требований: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. В связи с тем, что 2015 год в России объявлен годом литературы, один из этапов конкурса будет иметь литературное направление. Так как сказка для детей является самым близким и знакомым жанром, конкурсантам предлагается связать свое выступление с сюжетом или героем именно этого жанра.
Цель проекта: развитие творческого потенциала обучающихся посредством совместной деятельности.
Задачи:
• вовлечь родителей, обучающихся, преподавателей в совместную творческую деятельность;
• научить обучающихся взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми (родителями и преподавателями);
• стимулировать творческую активность детей и взрослых;
• вызвать и укрепить интерес детей и взрослых к совместному проведению досуга.
Эти задачи могут быть решены путем активного вовлечения всех участников образовательных отношений в мир художественного творчества.
Совместный труд, а тем более творческий, приносит радость, делает жизнь обучающихся содержательной, наполненной, активизируются познавательные интересы, расширяется кругозор, происходит процесс самопознания и саморазвития, повышается творческая активность, формируется личность обучающихся.
Проведение конкурса является первым этапом поселкового конкурса «Минута славы». Победители школьного конкурса становятся претендентами на участие в следующем этапе. Таким образом, реализация проекта связана с выполнением одной из основных задач школы искусств – создание единого культурного пространства. И непосредственно жители поселка (родители и их дети) станут главными участниками процесса.
Целевые группы и их интересы в проекте:
Обучающиеся: получение возможности раскрыть свои способности, воспитание уверенности в своих силах, патриотическое воспитание, формирование адаптивности, развитие коммуникативно-эмоциональной сферы, чувства коллективизма.
Преподаватели: возможность значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, взаимодействие с родителями обучающихся, установление психологических коммуникаций, определение собственного уровня педагогического мастерства.
Родители: возможность творческого участия, включение в образовательный процесс, получение удовлетворенности от совместного взаимодействия.
Подготовка к конкурсу занимает достаточно много времени и сил, поэтому начинается заранее и проводится поэтапно.
На первом этапе продумывается сценарный ход мероприятия, конкурсы к которым предстоит подготовиться семьям обучающихся, обсуждается материально – техническое обеспечение (компьютер, видеопроектор, экран, костюмы, оформление сцены, атрибуты, поощрительные призы…).
Далее каждая семья в семейном кругу договаривается, кто и каким образом может поучаствовать со своим ребенком в конкурсе.
Формируется инициативная группа, назначается ответственный за подготовку сценария и проведение мероприятия. В инициативную группу входят представители от преподавателей, обучающихся и их родителей. Ответственный за мероприятие преподаватель координирует работу группы, написание сценария и проведение репетиционного периода, подготовку музыкальных номеров и материально – технического обеспечения мероприятия.
В конкурсе предложено принять участие 5 семьям. Остальные обучающиеся и их родители привлекаются к организации мероприятия:
— родителям предлагается выступить в роли ведущих, технических помощников (видео оператора, фоторепортера) и членов жюри;
— обучающимся подготовить номера для заставок между конкурсами, номер для открытия и закрытия мероприятия (музыкальные номера, стихи по теме конкурса);
— не задействованные в подготовке обучающиеся и родители оформляют зал, готовят плакаты, выступают в роли зрителей и активных болельщиков. Таким образом, в процессе задействовано 100% обучающихся, родителей и преподавателей класса.
Следущим этапом проекта становится проведение конкурсных мероприятий «Творческая семья»:
• Презентация: «Семейный альбом». Небольшие семейные портфолио, (видеоряд) дающие представления о жизни семьи, ее увлечениях, интересах (показ слайдов во время проведения конкурса «Визитная карточка»).
• Визитная карточка: «Здравствуйте, это мы!» (предлагается связать свое выступление с сюжетом или героем какой — либо сказки).
• Семейный ансамбль «Вместе весело играть» — музыкальный номер, выбранный и подготовленный самостоятельно или с помощью педагога.
Сценарный ход.
Все: члены жюри, участники, зрители устраиваются в зале.
В зале звучит музыка. Занавес закрыт. Перед занавесом выходят ведущие (Петрушка -1, Петрушка – 2).
П-1. Фестиваль семейного творчества —
Это праздник в кругу друзей,
П-2. Это радость совместного зодчества
В построении дел и идей.
П-1. Добрый день, дорогие гости!
П-2. Здравствуйте, дорогие друзья. Позвольте именно так вас называть.
П-1. Все мы собрались сегодня, чтобы познакомиться, подружиться, поделиться секретами своего счастья.
П-2. А помогать оценивать таланты участников будет наше многоуважаемое объективное жюри. Разрешите представить (идет представление жюри: представители родителей 2 – 3 человека, представители обучающихся 2-3, и председателя жюри: преподаватель).
П-1. Слово для приветствия предоставляется председателю жюри.
П-2. А теперь познакомимся с участниками конкурса. И так, встречайте — самые творческие семьи нашей школы!!! (представление)
Звучат фанфары. Каждой семье вручается воздушный шарик, в котором спрятан порядковый номер выступления. Участникам предлагается лопнуть шарики.
П-1. Я вижу в зале много счастливых людей это видно по их добрым глазам и улыбкам!
П-2. Вот и прекрасно! Значит, сегодняшняя встреча на конкурсе «Творческая семья» должна пройти легко и задорно.
П-1. А поможет нам в этом волшебная палочка игры. Как только я прикоснусь к занавесу, он откроет нам сцену, где мы увидим таланты наших участников. Внимание!
Занавес открывается. За роялем фортепианный дуэт. Звучит музыка (А.Аренский Сказка).
П-2 Чудесно! Ты настоящий волшебник!
П-1. Теперь мы с тобой не просто ведущие отборочного этапа конкурса, а хозяева этого милого уголка – семейного парка, где царят любовь и взаимопонимание.
П-2. Как же нам повезло, что мы можем пригласить в наш парк 5 семей и в одночасье с ними познакомиться поближе.
П-1. Итак, конкурс визитная карточка «Здравствуйте, это мы!»
П-2. Мы приглашаем на нашу «аллею знакомств» семью под номером 1 (представляются члены семьи). Поприветствуем их, друзья, аплодисментами.
Ведущие по очереди представляют семьи.
П-1. Очень приятно, что знакомство состоялось, удачи вам в следующем конкурсе.
Итак, предлагаем участникам подготовиться к выступлениям.
А вам, дорогие друзья, предлагаем музыкальный мини — конкурс. Приглашаем на сцену пять смелых и активных желающих.
П-2. Участникам предлагается вытянуть карточку с перепутанными словами из песен. Вы должны будете правильно поставить слова и угадать что это за песня, а затем спеть фрагмент этой песни.
1. Увядали дыни и арбузы (расцветали яблони и груши).
2. Розовый катер стоит, не шелохнется (голубой вагон бежит, качается).
3. Гаснет солнце, гаснет тусклое (светит месяц, светит ясный).
4. От слез веселая ночь темней (от улыбки хмурый день светлей).
5.Мы ползем, ползем, ползем на ближнюю середину (мы едем, едем, едем в далекие края).
П-1. Уважаемые зрители, вы еще не заскучали? Предлагаю вам отгадать загадку:
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый.
Ходит он на двух ногах
В ярко-красных сапогах.
Конечно Кот в сапогах. А кто помнит автора сказки? Верно Шарль Перро.
П-2. В исполнении фортепианного дуэта мы услышим «Танец кота в сапогах» Сергея Слонимского.
П-1. Начинаем следующий этап конкурса «Вместе весело играть». Звучат фанфары. Ведущие приглашают на сцену участников (по очереди выступают команды).
П-2. Спасибо участникам. Пока жюри обсуждает выступления участников, предлагаем вам немного поиграть. Кто из вас ответит на большее количество вопросов, тот и победит в этом конкурсе. За каждый правильный ответ дается смайлик или конфетка.
Ведущие по очереди задают вопросы:
1. Какой полевой цветок носит музыкальное название? (Колокольчик) .
2. Кто помог волку из сказки «Волк и семеро козлят» изменить голос? (Кузнец)
3. Какой персонаж мультфильма пел песню «Я играю на гармошке… »?
(Крокодил Гена).
4. Кто пел песню «Если долго, долго, долго… »? (Красная шапочка.)
5. Как называется ансамбль из пяти исполнителей? (Квинтет.)
6. Музыкальный инструмент – геометрическая фигура. (Треугольник.)
7. Какой композитор написал песню про кузнечика, Чебурашку, голубой вагон, Антошку? (В. Шаинский).
8. В каком мультфильме звучит песня «Кабы не было зимы»? («Зима в Простоквашино).
9. На каком инструменте играли Бабки-Ёжки из мультфильма «Летучий корабль»? (Гармошка).
10. С чего начинается река? (С голубого ручейка).
11. О, чём жалеет Крокодил Гена? (К сожаленью день рожденья только раз в году).
12. В кого превратился Винни-Пух, взлетев на шарике? (В тучку).
П-1. Самый волнительный момент – объявление победителя. На сцену приглашаются все участники и председатель жюри.
Председатель жюри объявляет победителей, вручает памятные призы и подарки.
П-2. Вот и подходит наша встреча к концу. Желаем сегодняшним победителям удачи в следующем этапе конкурса. А с вами, дорогие друзья, мы прощаемся. До новых встреч!
П-1. В исполнении фортепианного дуэта звучит: А.Куклин Счастливая встреча.
В целях диагностики удовлетворенности родителей проведенным мероприятием и организацией образовательной и воспитательной работы родителям предложено заполнить анкету.
Анкета для родителей.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Выберете то, с которым вы согласны
1. Мое общее впечатление.
А) Это было прекрасное мероприятие.
Б) Я зря потратил время, занимаясь этим мероприятием.
В) Меня очень увлекло мероприятие, так как я мог участвовать в интересных делах.
Г) Мне было скучно, я устал.
2. Насколько проведенное мероприятие соответствовало вашим ожиданиям.
А) Полностью оправдало мои ожидания.
Б) Я надеялся, что будет интереснее.
В) Было намного интереснее, чем я ожидал.
3. Насколько хорошо было организованно мероприятие.
А) Организация мероприятия на высоком уровне, все было продуманно.
Б) В организации мероприятия были непродуманные моменты.
В) Мероприятие было плохо организованно.
4. Ваше мнение о необходимости проведения подобных мероприятий.
А) Да, стоит проводить подобные мероприятия.
Б) Нет, не стоит проводить такие мероприятия.
В) Стоит проводить, но необходимо внести изменения в ход мероприятия, организацию и т. д.
5. Какие чувства вы испытали во время и после мероприятия.
А) Радость.
Б) Удовлетворение.
В) Раздражение.
Г) Сопричастность к общему делу.
Д) Усталость.
Е) Скуку.
Ж) Интерес.
6. Ваши пожелания организаторам проведенного мероприятия
Список источников.
1. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с.
2. Постановление правительства ХМАО – Югры от 18 мая 2013 года № 185-П « О стратегии развития культуры в ХМАО – Югре до 2020 года и на период до 2030 года».
3. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. – М., 2002. – 232 с.
6. http://festival.1september.ru/