Педагогический проект Берегиня
Автор: воспитатель Ржевская Светлана Александровна
МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка» г. Нижневартовск
Проект «Берегиня»
Файл:Проект
Аннотация
Актуальностью проекта является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла — это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.
Играя с куклами, сделанными своими руками, дети не только осваивают ролевые игры, но и знакомятся с основами рукоделия. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребенка определенным хозяйственным навыкам. Народная тряпичная кукла наделялась магической силой плодородия, благополучия семьи. Кукла сопровождала русского человека во все периоды его жизни, заменяла мать, мудрую наставницу. Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В неё вложено тепло рук. Каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. В культуре большинства народов мира в куклу, изготовленную своими руками, вкладывается глубокий социальный смысл.
Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.
Программа дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева) содержит раздел «Введение в русскую традиционную культуру», предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является традиционная игрушка.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомиться с некоторыми сторонами русского народа, а сами куклы составят оригинальную коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Берегиня»
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие».
Цель:Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи проекта:
1) Изучить историю куклы-оберега;
2) Узнать, какие бывают куклы-обереги;
3) Познакомиться с технологией изготовления куклы-оберега;
4) Научиться изготавливать куклу-оберег своими руками;
Срок реализации: 1 год.
Конечный результат:
- Знают различные виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, о традициях создания и применения.
- Умеют изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания.
- Умеют изготавливатькуклу по традиционной народной технологии.
- Научились разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам.
- Создание выставки кукол, сделанных своими руками, в саду.
- Составление альбома «История куклы»
План работы
I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;
II этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;
III этап – творческий: изучение и изготовление различных видов кукол.
Описание работы
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В дошкольном возрасте у ребёнка есть потребность к игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу время, потехе час, а потому что, играя, ребёнок учится познавать жизнь.
Одной из самых любимых игрушек детей всегда была кукла. Она имеет свою славную историю и богатые традиции. Ещё в XIX веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – их хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они переходили от одной девочки к другой, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.
Чем же хороши куклы? Смешные и трогательные, только что сшитые, своим появлением они доставляют детям огромное удовольствие. Ребёнок прижимает её к груди, испытывает нежные чувства, становится добрее. Постижения всего опыта, накопленного человечеством веками, происходит через любимую игру. Делая куклу, ребенок учится многому: у него развивается практические навыки лепки, кройки и шитья, вязания, умения гармонично подбирать цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с любым материалом, стремление максимально точно передать детали одежды или черты куклы, он стремится к поиску материала по истории быта и костюма.
- Работа над проектом началась с изучения соответствующей литературы, теоретического анализа источников. Рассматривали иллюстрации с изображением различных видов кукол — оберегов, расспрашивали своих бабушек об игрушках их детства.
- Оберег — амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Куклы – обереги делали наши предки не для продажи, а как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство. Изготавливали куколок только женщины. Создавались куклы неспешно и с большой любовью.
- Материалы использовались природные: дерево, солома, кости, глина, веточки, нитки. При изготовлении кукол мастерицы формулировали желания, напевали, читали молитвы. У кукол- оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Когда мы делали кукол, то не пользовались иглой и ножницами, лоскуты, из которых они состоят, соединяли между собой с помощью узелков и нитей. И самое главное делали куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
- Мы заинтересовались, и начали собирать материал о разливных видах кукол — оберегов. Изучив литературу мы узнали, что традиционно куклы делятся на три группы:игровые, обрядовые и обереги. Так к обрядовым относится «Масленица», «Параскева-Пятница»; к оберегам – «Любава»; а среди игровых самая популярная – кукла «Пеленашка». С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, постижения ребёнком опыта накопленного поколениями.
- Изготовлением куклы своими руками начали с куклы «Пеленашка», так как она самая простая в изготовлении и не требует особых усилий. Прочитали, что шилась она непосредственно перед рождением ребенка.Куклу мастерили из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук, подкладывали младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы сбить злых духов с толку.
- Нам очень понравилась эта незатейливая кукла. Они с удовольствием стали играть с ней в свободное от занятий время. Во время изготовления куклы включали песни фольклорных ансамблей, чтобы создать атмосферу настоящих посиделок.
- Из познавательных бесед: «Русская народная игрушка и русская народная текстильная кукла», «Какова она, древнерусская красавица» (по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная») узнали, что народные игрушки во все времена были востребованы и любимы. Что много лет назад в эти игрушки с удовольствием играли наши бабушки и прабабушки.
- Родители были ознакомлены с проектной деятельностью детей. И пришли к выводу, что, занимаясь проектной деятельностью у детей развивается уверенность в своих силах, снижается тревожность при столкновении с различными проблемами, создаётся привычка самостоятельно искать пути решения. Были проведены консультации по темам: «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Удивительный мир кукол», «Куклы бабушкиного сундука». Родители оказали помощь в подборе наглядного материала и информации об истории возникновения текстильной куклы.
- Многие родители нашей группы нашли время принять участиемастер — классе по изготовлению куклы- оберега, который подготовила и провела руководитель проекта.
- Мамы и папы активно помогали детям мастерить кукол, некоторые сделали по несколько кукол.
- Мама Антипиной Кристины открыли нам тайну куклы «Десятиручки», которая с давних времён была помощницей по хозяйству, хранила и берегла семейный очаг.
Конечный результат
- Узнали историю куклы-оберега, для чего люди изготавливали такиеигрушки, какую роль они играли в жизни наших предков.
- Научились изготавливать куклы-обереги своими рукам
По окончанию работы над проектом я сделали вывод, что куклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.
Результаты:
- Знаю различные виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, о традициях создания и применения.
- Умею изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания.
- Умею изготавливать куклу по традиционной народной технологии.
- Научилась разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам.
- Создано пособие для изучения различных видов тканей.
- Собрана картотека народных игр;
- Создан альбом рисунков русского народного костюма;
- Выставка «Кукла — оберег» в группе;
Перспектива:
- Презентация выставки «Кукла — оберег» для всех групп детского сада;
- Показ кукольного спектакля для малышей
- Изучение истории изготовления куклы из глины и теста, ее производство.
- Изучить какие были куклы у коренных народов севера.
Список литературы:
- А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- Р.Кашапов «Практическая психология для родителей или педагогическое взаимодействие». М. «АСТ-ПРЕССКНИГА» 2003г.
- С.В. Титов «Добро пожаловать, игра!» «Сфера» М. 2004г.
- Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
- Гибсон Р. С. «Наши руки не для скуки» — поделки (папье-маше, бумажные цветы). Перевод с английского Л.Я. Гальперштена. – М.: Изд-во РОСМЕН, 1997г.
- Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1999г.
- Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979г.
- Энциклопедия в 2 т. Т. 2 «Подари себе праздник». – М.: Сталкер, 1997г.
- Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
- Ковычева Е.В. «Кукла в диалоге культур», Ижевск 2003г.
- Народное творчество Ж. № 1, 2007г.
- Народное творчество № 5, 2005г.
- «Российский этнографический музей детям» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2001г.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2006г.
- Л.А. Лялина «Народные игры в детском саду» творческий центр «Сфера» М. 2008г.
- В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» издательство «Учитель» Волгоград 2008г.