Осень в гости к нам пришла Прогулка дошкольников
Автор: воспитатель Шарова Светлана Сергеевна
МБДОУ №33 г.Глазов
Конспект организации режимного момента «Прогулка дошкольников»
Файл:Конспект
Конспект организации «Прогулка дошкольников»
(в формах, специфических для детей дошкольного возраста)
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Примерная основная образовательная программа:
«Радуга» под редакцией Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Дороновой Т.Н., Соловьёвой Е.В., Екжановой Е.А.
Характеристика группы: старшая группа общеразвивающей направленности, количество детей в группе 22 человека (11 девочек, 11 мальчиков). Пассивный и активный словарь у детей сформирован по возрасту, дети строят простые и распространенные предложения, активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, эмоциональны в передаче собственных чувств и переживаний, проявляют любознательность в разных видах деятельности.
Предварительная работа:
— Целевые прогулки вокруг детского сада; наблюдения за листопадом, за сменой окраски листьев; беседы о правилах поведения в природе; чтение стихотворений о деревьях и об осени; заучивание стихов о деревьях; рассматривание корней растений и беседа «Для чего нужен корень!»; разучивание хоровода «Во поле береза стояла»
Оборудование:
— письмо, листочки-загадки о деревьях, схемы поведения в природе, семена и листья липы, клена, 2 корзины шишек.
Цель совместной образовательной деятельности (в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО): Обогащение и систематизирование знаний детей об осени.
Программные задачи:
— Формировать у детей умение видеть изменения, происходящие в природе осенью;
— Закреплять названия деревьев, их внешний вид;
— Продолжать формировать представления об условиях необходимых для жизни деревьев;
— закреплять знания стихов о деревьях.
— Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.
— Развивать логическое мышление.
— Развивать умение вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику).
— Воспитывать гуманное отношение к природе, уточнять представления об экологических запретах и правилах поведения в природе.
Ход прогулки:
В: Ребята, к нам в окно залетело письмо. Нас с вами приглашают в гости осенние деревья нашего детского сада. И еще они положили нам листочки-загадки, чтобы мы быстрее их нашли. Хотите пойти в гости к нашим деревьям? (Да). Но прежде чем пойти мы с вами вспомним, как вести себя в гостях у природы?
Дети последовательно рассматривают схемы поведения в природе и называют эти правила (не кричать, не ломать ветки, не сорить)
В: Я вижу, ребята, что вы знаете правила поведения в природе и с вами можно отправляться в гости к нашим деревьям. Итак, в путь!
Дети выходят на территорию детского сада.
В: Ребята, какое сейчас время года?
Д: Осень.
В: Правильно. Какие признаки осени вы знаете?
Д: Стало холодно, часто идут холодные дожди, сохнет трава, по утрам туман, опустели клумбы, не слышно пения птиц, люди стали тепло одеваться.
В: Молодцы, ребята. Посмотрите, как много вокруг нас деревьев, кто же из них нас позвал?
Воспитатель достает рябиновый лист и читает загадку.
Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы надела! (рябина)
Скажите, что необходимо для роста рябины и других деревьев?
Д: Солнце и вода.
В: Правильно, ребята. Идут дожди, через рыхлую почву вода попадает к корням, и дерево пьет воду.
Ребята, а у вас есть друзья? (ответы детей)
А как вы думаете, а кто друзья у рябины?
Д: Это птицы, которых она зимой угощает своими ягодами.
В: Но не все птицы остаются у нас зимовать. Некоторые птицы улетают. Куда они улетают? Какие?
Дети называют перелетных птиц (ласточка, скворец, жаворонок и др.), затем играют в подвижную игру «Перелет птиц».
Цель: развивать реакцию на словесные сигналы, упражнять в залезании на гимнастическую скамейку.
На одном конце участка находятся дети — они птицы. На другом конце — пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки) — это деревья.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают» — дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему участку; на следующий сигнал «Буря» — бегут к возвышениям и прячутся там от водящего — «хищной птицы». По сигналу «Буря прекратилась» — снова разбегаются по участку.
Ребята, рябина так благодарна за то, что мы пришли, что дарит нам кисть своих ягод. Дети благодарят дерево.
Идем дальше. Воспитатель достает липовый листок.
А вот и следующий листочек:
Я густой, кудрявой, вырасту на славу, —
Примечай меня!
Я медовым цветом расцветаю летом, —
Береги меня!
А в денек горячий в тень тебя я спрячу, —
Поливай меня!
Ливень льет порою, я от ливня скрою, —
Не ломай меня!
(П. Воронько)
Д: Липа.
Исследовательская деятельность:
Цель: на личном примере убедиться как крепко держат дерево корни, как они жизненно важны для дерева.
В: А давайте померяемся силой с липой кто сильнее, попробуйте вытащить её из земли.
Ну, кто из вас сильнее? (Липа) А что держит её в земле?
Д: Корни.
В: А для чего они нужны?
Д: Чтобы держаться за землю, пить воду из почвы и расти.
В: Совсем недавно на липе было много листьев, но они облетели. Почему сейчас нет листьев?
Д: Стало холодно, часто идет дождь, дуют сильные ветры, все листья погибли.
В: Как называется осеннее явление, когда опадают листья.
Д: Листопад.
Чтение стихотворения детьми:
Стихотворение В. Орлова «Почему деревья осенью сбрасывают листья?
– Почему к зиме деревья,
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)
В: Зато остались плоды – орешки. Посмотрим на них. Рядом с орешками есть прилистник, который служит летательным аппаратом для семян липы. За то, что вы любите деревья, охраняете их, липа дарит вам свои листики и семена, подойдите, возьмите орешки и подкиньте их вверх.
Дети подбрасывают семена липы вверх и наблюдают, как они опускаются вниз.
Благодарят дерево за подарок и прощаются.
Отправляемся дальше. Воспитатель достает веточку лиственницы. Читает загадку:
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
В: Полюбуйтесь на красавицу-лиственницу. Почему ее называют лиственницей, ведь вместо листьев у нее хвоя и шишки?
Д: Потому что она сбрасывает хвою осенью, как лиственные деревья.
В: А давайте про нашу красавицу прочитаем стихотворение?
Дети читают стихотворение о лиственнице:
Половик иголок рыжих,
С бугорками тёмных шишек.
Застелил дорожку сада:
От крылечка до ограды —
Это с лиственницы пышной
Шёрстка сыплется неслышно…
В: А лиственница нам тоже приготовила подарок. Посмотрите, под ней стоит корзина с шишками.
Игра-эстафета «Собери шишки в корзинку» (делятся на 2 команды и собирают в корзинки шишки наперегонки)
Идем дальше. Березовый лист:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан
Белый сарафан.
Ответы детей.
В: Какой русский человек не любит березку-красавицу. Береза- символ России.
Какого цвета ствол у березки?
Ответы детей.
С кем на Руси сравнивали красавицу березу?
Ответы детей.
Кто хочет похвалить белоствольную русскую красавицу.
А какие песни о березке вы знаете?
Сделаем березке подарок, чтобы она росла стройная и красивая.
Дети инсценируют русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Береза благодарит детей и дарит свои осенние листья.
А теперь отправляемся дальше.
В: У меня остался последний листочек.
Плоды крылатые,
А лист – ладошкою
С длинной ножкою (клен)
Вот он красавец клен.
«Милые детки, это хорошо, что вы ко мне пришли. Давайте познакомимся поближе. Посмотрите, я высокое дерево. Веточки мои тянутся вверх. Ствол мой шершавый. Листики опали, а на веточках висят плоды. Как они называются? »
Д: Крылатки.
В: Правильно, крылатки – детки клена. Наступят холода, они полетят на землю, лягут плотно, прикроются опавшей листвой, зимой накроет их пушистый снег, будет ещё теплее. Там перезимуют, а придет весна, солнышко пригреет, снежок растает и детки – крылатки прорастут и вырастут новые клены.
Клен дарит нам свою крылатку. Подбросьте её вверх и посмотрите, как крылатка, кружась, ложиться на землю. А вы ребята, можете так плавно кружиться?
Дети кружатся.
Индивидуальная работа: кружение с Кристиной, Колей, Ритой.
Цель: учить поворачиваться вокруг себя, сохраняя равновесие.
Воспитатель: Видите, какие красивые деревья растут у нас в детском саду. Назовите эти деревья.
Ответы детей.
Им здесь уютно и удобно.
Трудовая деятельность:
Цель: воспитание трудолюбия, желания помочь взрослому.
Воспитатель предлагает под деревьями собрать еще плоды, листья для будущих поделок.
Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, воспитатель использует художественное слово:
— «Труд украшает человека»,
— «Без труда нет добра»
Дети прощаются с деревьями. Благодарят их за подарки. Идут на участок играть в свободные игры с выносным материалом.
В конце прогулки воспитатель задает детям вопросы на рефлексию:
— Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
— В какие игры играли?
— Что нового и интересного вы запомнили?
— Что понравилось больше всего?
Выслушивает ответы детей, хвалит их за хорошую работу.
Проект самоанализа режимного момента «Прогулка дошкольников»
Ф.И.О педагога: Шарова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 33» муниципальное образование «Город Глазов»
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»
Этапы совместной деятельности | Планируемый результат
(в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО) |
Возможные риски | Коррекционная работа |
Вводный (организующий) этап | Эмоциональный настрой.
Умение слушать и слышать взрослого.
Умение принять задачу.
|
Дети не приняли эмоциональный настрой, прослушали.
Дети не поняли проблемы |
Применить другой метод эмоционального настроя
Задать наводящие вопросы |
Основной
(практический) этап |
Умение слушать взрослого.
Умение полно отвечать на вопросы.
Умение работать по образцу.
Умение проявлять самостоятельность, умение работать в группе, уметь договариваться друг с другом. Умение отгадывать загадки
Умение играть в подвижную игру «Перелет птиц».
Умение читать стихи
Умение сохранять внимание
Умение подводить итог
|
Не смогли ответить на вопросы.
Не все дети отвечают полными ответами.
Не уяснили правило работы по образцу
Затруднение при самостоятельной работе.
Не могут отгадать
Забыли правила игры
Затрудняются в рассказывании
На каком-то этапе внимание детей рассеялось, дети стали отвлекаться
Дети не смогли выделить главное, не поняли сути беседы |
Задать наводящие вопросы.
Напомнить, что на вопросы отвечаем полными ответами.
Повторить алгоритм работы, закрепление в самостоятельной деятельности.
Показать ещё раз.
Задавать наводящие вопросы, показать листочек, на котором написана загадка (лист рябины и т.д.)
Повтор правил ребенком.
Задавать наводящие вопросы, помощь взрослого
Организовать дидактическую игру, напоминание мотивации
Задавать наводящие вопросы |
Заключительный этап | Умение сохранять заданную задачу
|
Дети затруднились ответить на вопросы: Что происходит осенью? Какие деревья запомнили? Что нового узнали? | Воспитатель задаёт наводящие вопросы. |
Дата: «____»________________год. Подпись педагога: