Методическая разработка программа по развитию речи
Автор: старший воспитатель Мезенцева Наталья Анатольевна
МБДОУ Детский сад № 3г. Бийск
«Рабочая программа по развитию речи в подготовительной группе»
В материале представлена рабочая программа для подготовительной группе детского сада по развитию речи.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рабочая программа по дисциплине «Развитие речи» подготовительная к школе группа (6-7 лет) на 2016-2017 гг.
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………………… | 3-5 |
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование……………………………….
|
6-12 |
Раздел 3. Учебно-методический комплекс…………………………………………..
|
13 |
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине «Развитие речи» (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 3», разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и охватывает следующие образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Содержание Программы включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Работа с воспитанниками направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В подготовительной к школе группе Программой предусматривается психолого-педагогическая работа:
Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими образовательными областями:
- Познавательное развитие. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного).
- Физическое развитие. Развитие мелкой моторики обеих рук. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Тип программы: программа дошкольного образования.
Статус программы: рабочая программа по дисциплине «Развитие речи».
Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее – ООД).
Режим ООД:
Таблица ООД
Категория | Сроки освоения | Объем времени (ч.) | ||
Неделя | Месяц | Год | ||
Дети 6-7 лет | 1 год | 1 | 4 | 32 |
Методы педагогической диагностики (мониторинг): наблюдение, беседа.
Характеристика возможных достижений ребенка:
- Участвует в коллективном разговоре: задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении. Является доброжелательным собеседником, говорит спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости.
- Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Пересказывает и драматизировать небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование
Блок | Месяц | Тема недели | Тема ООД | Дата проведения | Кол-во часов | Программные задачи | Учебно-методический комплекс |
День знаний | Сентябрь
|
1. День знаний. Мы будущие первоклассники. | 1 | ||||
2.Любимый детский сад. Что нас окружает? | 1 | ||||||
3.Детский сад. Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослых. | Подготовишки | 1 | Побеседовать с детьми, о том как теперь называется их группа и почему, выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. | 1,14 | |||
Осень |
Октябрь
|
4.Осенняя пора. Лес осенью. | Сегодня так светло кругом! | 1 | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. | 1, 31 | |
1.Что нам осень подарила? Труд людей осенью. | Пересказ рассказа В. Сухомлинского
«Яблоко и рассвет» |
1 | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа. | 1, 34 | |||
2.Домашние животные и птицы. | Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | 1 | Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь». | 1, 45 | |||
Мой город. Моя страна. Моя планета. |
|
3.Мой родной край. Город Бийск. | Составление рассказа по картине «В школу» | 1 | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка,
кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. |
2, 135 | |
4.Транспорт. Безопасность на улице. | Беседа о А. Пушкине | 1 | Рассказать о великом русском поэте, вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. | 1, 21 | |||
День народного единства. | Ноябрь
|
1.Я человек. Мои права. | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.
Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования. Развивать творческое воображение. |
2, 165 | |
2.Родная страна. Символы России. | Заучивание стихотворения З. Александровой « Родина» | 1 | Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить поизведение. | 1, 74 | |||
3.Родная страна. Москва – столица нашей Родины. | Чтение сказки А. Ремизова « хлебный голос» | 1 | Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствование умений детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | 1, 28 | |||
4.Моя семья. День матери. | Работа с сюжетной картиной | 1 | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | 1, 20 | |||
Новый год | Декабрь
|
1.Зима. Зимушка-зима. | Здравствуй, гостья – зима! | 1 | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | 1, 52 | |
2.Зима. Зимующие птицы, животные зимой. | Лохматые и крылатые | 1 | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | 1,67 | |||
3.Электроприборы. Пожарная безопасность. | Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» | 1 | Познакомить детей со сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». | 1, 37 | |||
4.Новогодний праздник. | Новогодние встречи | 1 | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. | 1, 50 | |||
Зима | Январь
Февраль |
1.Неделя здоровья. | Составление рассказа по картинам «Не боимся мы мороза» | 1 | Учить рассказывать по картине ,не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Знакомить с многозначностью слов. | 2, 163 | |
2.Зимние забавы. Спорт | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | 1 | Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
Развивать творческие способности, фантазию, память. Воспитывать доброе отношение друг к другу. |
2, 175 | |||
3.Одежда, головные уборы, обувь. | Произведения Н. Носова | 1 | Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей». | 1, 50 | |||
1.Животные и птицы Севера и жарких стран. | Пересказ сказки «Лиса и козёл» | 1 | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | 1, 72 | |||
День защитника Отечества |
|
2.Профессии пап. | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | 1 | Учить составлять коллективный рассказ-описание. Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении.
Развивать творчество, воображение, память. Воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей. |
2, 203 | |
3.Родная страна. Наша Армия. | Вот такая история. | 1 | Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. | 1, 27 | |||
Международный женский день |
Март
|
4.Предметы ближайшего
окружения. Мебель, посуда. |
Тяпа и Топ сварили компот. | 1 | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | 1, 44 | |
1.Международный женский
день. |
Составление текста- поздравления | 1 | Учить составлять текст-поздравление.
Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес детей к слову. |
2, 196 | |||
2.Профессии мам. | Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» | 1 | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы и познакомить с новым. | 1, 43 | |||
Народная культура и традиции |
|
3.Народная культура и традиции. | Небылицы – перевертыши | 1 | Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желания сочинять свои. | 1, 29 | |
4.Мой край. Культура и традиции. | Русские народные сказки | 1 | Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. | 1, 26 | |||
5.Неделя детской книги. Международный день театра. | Сочинение сказки на заданную тему | 1 | Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра.
Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование. Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Развивать память, наблюдательность. Воспитывать любовь к окружающей природе. |
2, 196 | |||
Весна | Апрель
|
1.Весна. Пробуждение природы. | Весна идет, весне дорогу! | 1 | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | 1, 65 | |
2.Весна. Прилет птиц, животные весной. | Описание пейзажной картины | 1 | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.
Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить придумывать предложения и поизносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного. Воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин. |
2, 201 | |||
День Победы |
Май |
3.Планета. Космос. День космонавтики. | На лесной поляне | 1 | Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. | 1, 29 | |
4.Подводный мир. Мир растений. Красная книга. | Подводный мир | 1 | Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | 1, 37 | |||
1.Родная страна. День победы. | Для чего нужны стихи | 1 | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. | 1, 18 | |||
До свидания, детский сад. Здравствуй школа. | 2.Насекомые. | Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» | 1 | Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.
Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать чувство прекрасного. |
2, 206 | ||
3.Лето. | 1 | ||||||
4.До свидания, детский сад. Здравствуй школа! | 1 |
Раздел 3. Учебно-методический комплекс
3.1. Методические пособия
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа.
3.2. Электронные образовательные ресурсы
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
3.3. Рабочие тетради
Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа.
3.4. Наглядно-дидактические пособия
Плакаты: «Алфавит»
Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение».