Лучшая авторская программа
Автор: Горошко Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ЦДТ пгт.Ноглики.
Авторская программа по развитию речи «Секреты красивой речи».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи «Секреты красивой речи» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Ссылка на файл: «Секреты красивой речи»
Данная программа, как нормативный документ, разработана в соответствии:
• с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
• с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• с Концепцией развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 г. № 1726-р;
• с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• с письмом Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 (приложение «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей»).
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г., дополнительные услуги реализуются в целях формирования и развития творческих способностей детей и взрослых, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные образовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Согласно п. 4, ст.75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Секреты красивой речи» разработана для проведения групповых занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБОУ ДОД Центра детского творчества пгт.Ноглики в объединении «Любознайка».
Направленность программы «Секреты красивой речи» — социально-педагогическая.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная цель такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, автор программы видит необходимость возрождения лучших образцов народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями. Сегодня возрастает роль национальных ценностей каждого народа: искусство, традиции, язык, литература. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки – является задачей современного образования. Исходя из этого, автор программы считает необходимым включение в содержание программы элементов русских народных традиций, обычаев и праздников, а также элементов русского фольклора.
Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, на обучение проведения звукобуквенного анализа, обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи, укрепление артикуляционной, мелкой и общей моторики позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательное учреждение. Этим и определяется цель данной программы.