Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Вологодская Татьяна Владимировна, Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский», г. Белоярский.
Обобщение педагогического опыта работы.
«Использование проектно – исследовательской
деятельности в развитие познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста»
1. Актуальность опыта.
Исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря познавательного интереса у детей. Число дошкольников, не желающих, идти в школу увеличивается; снизилась положительная мотивация к занятиям. Как же изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы интерес к познанию у ребенка не потерялся, не исчез при переходе малыша из детского сада в школу?
Становление новой системы образования требует совершенствования педагогических технологий в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
В настоящее время проектная деятельность органично входит в новые стандарты начального образования, поэтому и дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей.
Использование метода проектов в детском саду актуально и очень эффективно. Так как данный метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Об актуальности использования метода проектов также свидетельствуют и те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
2. Научная основа опыта.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.
Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Расширение и углубление познавательных интересов.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовностью к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности. Мощную стимулирующую основу для формирования у дошкольников познавательной мотивации, развитие и расширение познавательных интересов составляет проектно-исследовательская деятельность.
3. Обоснование опыта.
Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, я стараюсь организовать воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том, что:
— он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
— это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;
— проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Начиная с 2010 года, я стала внедрять в практику данную технологию. В ходе работы мною были определенны условия и предпосылки для использования метода проектов, при которых обеспечивается активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников:
1. Создание и реализация системы усложняющихся игровых упражнений.
2. Переоборудование группового помещения для стимулирования познавательной активности. Подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми.
3. Включение родителей в процесс роботы с детьми (совместная деятельность с ребенком по выполнению творческих заданий, консультирование, поисковая работа)
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста были разнообразны.
В своей работе я применяю разные типы проектов: исследовательские «Зеленая аптека», информационные «Мой любимый город » « История куклы», творческие «Сказочная страна», практико-ориентированные «Партнерство во имя здоровья ребенка», «Замечательное путешествие стершонка Конды», «Светофорик», «Осенние посиделки», «Как сохранить своё здоровье?», «Русская матрешка». Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте я старалась объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, организовывала совместную познавательно-поисковую деятельности детей, педагогов и родителей.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, специалистов детского сада.
Для обеспечения системы работы по данному направлению тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывали коллективно.
Необходимо организовать в группе мотивационно-развивающую среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.
Работая над проектом «Осенние посиделки», в группе организовала уголок «Русской избы», пополнили уголок «Ряжения» русскими народными костюмами, атрибутами с помощью родителей.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки: «Наши зеленые помощники»,«Будьте осторожны!», «Образцовые пешеходы», «Родителям о безопасности дорожного движения», «Сделаем наш город чище»; выставка творческих работ детей и родителей:
«Берегите белых журавлей – Стерхов» ,«Мой город родной!», «Русская матрёшка»; фотовыставки: «Умный пешеход», «Любимый уголок моего города», «Путешествие по прошлому», «Экскурсия по городу»;
экскурсии: «Прогулка с Буратино,«Здесь мы живем», в пожарную часть «В гости к пожарным», по детскому саду «Пусть знает каждый гражданин пожарный номер01 ! »; конкурсы : «Лучший плакат по ГИБДД», макетов «Улицы, по которым мы ходим», «Знай, увидев, где то знак, он висит не просто так»; встречи с интересными людьми: с инспектором ГИБДД, с поэтами и композиторами города; совместное театрализованное представление: «Кошкин дом»; литературные вечера: «Поэтический Белоярский»; родительские собрания: «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»; досуги: семейная гостиная на тему «Осенние посиделки»; выпуск стенгазет: «Опасение – половина спасения», «Зеленая аптека»; и др.
На подготовительном этапе с родителями воспитанников обсуждали вопросы, связанные с проектной деятельностью, определяли цели и задачи проекта, составляли список необходимого оборудования, готовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта. Приобретали необходимый дидактический материал для практических занятий. Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.
По теме проекта «Сказочная страна» создавали альбом о понравившейся стране с изображением символики, народного костюма. По теме проекта «Как сохранить своё здоровье?» мы выпустили газету «Зеленая аптека» о лекарственных травах. Ребята вместе с родителями выбирали тему на свое усмотрение.
В процессе поисково-исследовательской работы по теме проекта «История куклы» собирали информацию у родителей. Родители составляли и записывали свои рассказы, делали зарисовки кукол разной национальности, вместе с родителями и детьми изготавливали альбом «Лента времени», кукол к защите проекта. Прежде чем раздать задания, я их тщательно продумывала. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости предоставляла справочный, практический материал или рекомендовала, где его можно найти.
Последний этап проекта защита — всегда самый зрелищный, эмоциональный. Форма защиты проекта всегда была яркой, интересной. «Осенние посиделки» – музыкальное развлечение. «Как сохранить своё здоровье?» — родительское собрание. « История куклы» — семинар – практикум для родителей «Путь к сердцу ребенка лежит через игру». «Сказочная страна» — презентация книги. «Русская матрёшка» — создание мини музея. «Партнерство во имя здоровья ребенка» — досуг по ОБЖ (с участием родителей и сотрудников ГБДД), «Азбука безопасности», «Семья – Здоровый образ жизни». «Зеленая аптека» — досуг «Экологическое кафе». «Мой любимый город » — литературный вечер: « Мой город родной». «Светофорик» – театрализованное мероприятие «В гостях у светофора».
Защита природоохранного проекта окружного значения «Замечательное путешествие стершонка Конды» на районом конкурсе «Я – исследователь», занявший 3 место.
На защиту всегда приглашали гостей, родителей, детей из других групп.
Чтобы усилить социальную значимостью проектов, при анализе проекта обсуждали, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен, результат хода работы. Демонстрировали вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Выясняли причины успехов и неудач.
В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный центр, проигрыватель) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование).
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения в процессе проектно-исследовательской деятельности становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в процессе проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
— повышается уровень развития познавательной активности;
— расширяются представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях;
— формируется повышение самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;
— проявляется стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, к разным способам нахождения информации об интересующем их предмете или явлении, умению использовать эти знания для создания новых объектов деятельности, действовать самостоятельно;
— изменяется стиль общения со взрослым и взрослого с ребенком.
-родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Используемая литература:
1. .Веракса Н.Е.; Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика – Синтез Москва 2008;
2. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» Творческий центр «Сфера» Москва 2006;
3. Сидорчук Т.А. «Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения» Ульяновск 2005.