Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Пашкевич Валентина Ивановна, учитель английского языка, МОУ «СОШ №9», г. Сыктывкар.
Проектная деятельность на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.
(Из опыта работы учителя английского языка МОУ «СОШ №9» Пашкевич В.И.)
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.Целью обучения на уроке иностранного языка является иноязычная речевая деятельность. Поэтому, чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.Недостаточно насытить урок упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем.
Деятельностный подход к обучению даёт возможность уже в начальной школе осуществлять проектную деятельность. Работа в начальной школе ведется по УМК “EnjoyEnglish” под редакциейМ.З.Биболетовой. Учебник развивающего типа, содержит разнообразные задания необходимые для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Индивидуальные и групповые проекты, которые выполняются в конце изучения каждого раздела, позволяют сделать учебный процесс более увлекательным и эффективным. На первом этапе обучения проектные работы являются творческим работами, направленными на развитие мышления, воображения, а также на формирование общеучебных умений. Так, после изучения букв английского алфавита, выполняется первая проектная работа «Книга – азбука» на английском языке – “TheABC”. Работа выполняется индивидуально или в группе. Постепенно у учащихся 2 класса увеличивается лексический запас, и появляются работы, направленные на закрепление лексико-грамматического материала. Это «Смешная закладка» с загадкой о животном и «Книжка-малышка» о своем друге. В 3и 4 классах выполняются такие работы, как «Меню для учеников Лесной школы», «Поздравительная открытка», «Письмо ученику Лесной школы», «Моя сказка», «Журнал мод для наших телезвезд».
По окончании работы над проектом в классе организуется выставка работ учащихся, где ребята рассказывают о проделанной работе. Значимость таких уроков: формирование жизненного опыта, стимулирование самостоятельности, потребности в самореализации, самовыражении. По завершении учебы в начальной школе в 4 классе проводится урок – праздник, на котором звучат песни, стихи и демонстрируется презентация учителя, на которой представлены фотографии с уроков английского языка и самые интересные проектные работы. С этой презентацией также знакомятся родители на последнем в учебном году родительском собрании.
Для повышения мотивации обучающихся, развития их творчества, инициативности, вовлечения в активный познавательный процесс, ученикам среднего и старшего звена также предлагается создание проектных работ.Для среднего этапа обучения предпочтительными являются проекты краткосрочные (1-2 урока) с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта. Учащиеся выполняют информационные, ролевые, практико-ориентированные и творческие проекты. В качестве возможного продукта проекта могут служить страница вебсайта, сценарий, мини-спектакль, книга рецептов и т.д. С целью повышения информативности урока, увеличения выразительности и динамизма излагаемого материала часто используются презентации. Для подготовки презентаций учащиеся используют Интернет-ресурсыи другие источники информации.
В 5 классе учащимися были созданы презентации о праздновании Нового года в одной из стран мира “NewYearcelebration” и презентации, рекламирующие местные достопримечательности, традиции и обычаи “Welcometoourtown”.В своих работах ребята рассказали о столице Республике Коми г.Сыктывкар, об известных людях,о памятниках, о национальной коми кухне.
Учащиеся 6 классов работали над проектом “Let’scookaspecialdishforChristmas”, ребята обсуждали угощения, которые готовят на Рождество в разных странах, выявляли сходство и различия в кулинарных традициях.
В старших классах проектные задания затрагивают серьезные проблемы, которые начинают интересовать школьников 15-17 лет, например влияние родителей на выбор друзей, права и обязанности молодых людей, здоровье и безопасность, выбор профессии и другие. Развиваются умения делать презентации и сопутствующие наглядные материалы по выполненному проекту (например, рисунки, постеры). Проектные задания выполняются индивидуально, в парах или в группах, как в письменной, так и в устной формах. Учащиеся 10 класса при изучении темы «Цивилизация и прогресс» подготовили презентации по теме «Древние цивилизации», «Рукотворное чудо». Особый интерес вызвала работа по созданию нового робота. «Робот будущего» — так называлась проектная работа, выполненная в форме рисунка и его описания. В 11 классе наряду с мини-проектами учащимся предлагается достаточно крупный проект “Nanotechnologyandhowwecanbenefitfromit”. Работа над проектом носит исследовательский характер. Планируется выполнение всех заданий и составление презентации по проекту.
Проектные работы создаются как на уроке, так и во внеурочное время.Ежегодно в школе проводится декада иностранных языков. Декада проводится по заранее составленной программе, которая предусматривает различного рода соревнования – исполнение песен, стихов на иностранном языке, конкурс сказок, иллюстрирование пословиц и поговорок, составление лучшего рассказа с заданной лексикой, конкурсы переводчиков и кроссвордистов, практические конференции. Конференции проводятся ежегодно. Тема конференции определяется актуальностью. В связи с тем, что в учебниках английского языка на определенный момент было недостаточно материала по страноведению, было решено в течение нескольких лет провестиработу по расширению знаний в этой области. Учащиеся, изучив справочную литературу и подобрав иллюстративный материал, готовили сообщения для внеклассных мероприятий на русском языке по теме «Уэльс», «Шотландия», «Ирландия», «Канада». Тем самым они углубили свои знания о странах изучаемого языка.Продуктом проекта стал собранный учащимися материал в печатной форме, объединенный в один буклет и презентации по теме.
Ежегодно в школе проводится конкурс презентаций, посвященный какому-либо событию.В год спорта учащиеся 7 класса стали победителями конкурса с работой «Олимпийские игры в Сочи». В год литературы в финал конкурса вышла работа учащейся 6 класса «Мой любимый писатель» об ирландском писателе LewisCliveSamuel и его книге «Хроники Нарнии». В 2015 году, когда наша страна праздновала 70летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, учащиеся 10 класса приняли активное участие в подготовке и проведении проектной работы «Пламя Великой Победы». Ребята взяли интервью у жителей поселка, которые были детьми в военное время. Их ответы они перевели на английский язык и включили в презентацию, которая содержала также информацию о жителях Республики Коми и Сыктывкара, принявших участие в войне. Еще одна презентация была сделана о судьбе жителя поселка Серафиме Малыгине, о его героическом прошлом. Данная работа была отправлена на конкурс, который проводился на сайте издательства «Просвещение». Продуктом проекта стало мероприятие, в котором приняли участие учащиеся нескольких классов, изучающих иностранные языки. Ребята показывали презентации, делали сообщения, читали стихи, закончилась встреча исполнением песни «Пусть всегда будет солнце» на английском, немецком и французском языках.
Учащиеся принимают участие и в межшкольных проектах. Систематическая работа по развитию речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников способствует формированию устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и дает свои результаты. Керимова Севиль, ученица 11кл., заняла 1 место в конкурсе туристических презентаций по теме «Республика Коми» и 2 место в конкурсе чтецов и переводчиков стихотворений на английском языке в Республиканской олимпиаде “Studying English – strivingforsuccess” в 2012 году. В этом же году Раскоша Дарья, ученица 11 класса, заняла 2 место в международном сетевом конкурсе презентаций по теме «Лучшее летнее путешествие». Губер Эльвира, ученица 7 класса, заняла 2 место в муниципальном фонетическом конкурсе чтецов стихотворений и стала лауреатом 2 степени городского фестиваля песен на английском языке в 2015 году.
Таким образом, проектная деятельность способствует развитию личности ребенка, его речевых способностей, мотивации к дальнейшему изучению английского языка для использования его как средства общения.