Формирование коммуникативной компетенции дошкольников
Автор: воспитатель Поспелова Ирина Васильевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждание-детский сад№71 город Екатеринбург.
Файл:Методические рекомендации
Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников
Прежде всего, в групповой ячейке детского сада необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию коммуникативной компетенции дошкольников.
Из ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. … Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников»[4].
Понятие игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика развивающей предметно-пространственной среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий коммуникативную деятельность ребенка (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Поддъков, Е.А. Флерина, С.Л. Новоселова и др.) [1, 2, 3].
В игровую развивающую предметно — пространственную среду входят: организующее игровое поле, игровое оборудование, игровая атрибутика разного рода, различные игрушки, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности дошкольников.
В соответствии с сюжетообразующими функциями игры, формирующими коммуникативные компетенции дошкольников, выделяются три типа игрового материала (игрушек): предметы оперирования, игрушки – персонажи, знаки (маркеры) игрового пространства. В связи с тем, что игровые замыслы детей дошкольного возраста разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы» сюжетно-ролевой игры.
Полифункциональные тематические зоны, универсальные знаки пространства и функциональный материал могут легко перемещаться с места на место в пространстве групповой ячейки ДОО.
Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжета образования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими знаками пространства – макетами.
Универсальные игровые макеты должны располагаться в местах, легкодоступных дошкольникам; они должны быть переносными (чтобы играть на полу, на столе, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от знаков (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «заполнен» или применим по желанию играющих). Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой ячейке ДОО нужно создавать обстановку для проведения сюжетно-ролевых игр, стимулирующих взаимодействие и общение детей друг с другом и детей с педагогом, формирующие коммуникативную компетентность.
Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею, об этом необходимо помнить педагогу. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения.
В совместной игре дошкольники учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, согласовывать свои действия с действиями другого.
Сюжетно-ролевая игра — это деятельность дошкольников, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Дошкольник, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ – покупателя, доктора, мамы, водителя, сына, папы. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка в детском саду. Образный, внутренний план игры настолько важен, что без него сюжетно-ролевая игра просто не может существовать. Через образы и действия дошкольники учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх папа может быть строгим или добрым, грустным или веселым. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все сюжетно-ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Дошкольнику необходимо иметь в игровой среде много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.
Сюжетно-ролевая игра у дошкольников должна начинаться с договора. Педагогу необходимо направить детей в «нужное русло». Детям необходимо договориться о начале игровой деятельности, выбрать сюжет, распределить между собой роли и выстроить свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.
Роль педагога не всегда заключается в непосредственном участии в сюжетно-ролевой игры, иногда достаточно со стороны наблюдений и не больших корректировок. Взяв на себя роль, ребенок должен начинать принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, доктор, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения дошкольников как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Воспитателю необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Также необходимо предоставить каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы в игре. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
Педагог в ДОО должен формировать умения дошкольников принимать и словесно обозначать игровую роль. Воспитателю в группе нужно опираться на интересы каждого ребенка, разворачивать в сюжетно-ролевой игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
Важная задача воспитателя подводить дошкольника к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.). Формировать у ребёнка дошкольного возраста умение использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник, камень — хлеб и т.д.). Также очень важно включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Педагог должен поощрять стремление детей «оживлять» игрушки, выполняя двойные роли: за себя и за игрушку. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра. Вызывать у дошкольника ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Дальше, формирую коммуникативную компетенцию у дошкольников, педагогу необходимо также формировать более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль. В ходе игры педагог ДОО не придерживается жесткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнера – ребенка-дошкольника относительно дальнейших событий.
Воспитателю необходимо стимулировать дошкольников к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа, уделять особое внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы со сверстниками и взрослыми, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
Составление конспекта сюжетно-ролевой игры тоже имеет ряд своих особенностей. Необходимо ставить задачи: образовательные — по формированию сюжета игры (автобус, космос); развивающие — подражания, развитие воображении; воспитательные — усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры.
При подготовке к введению новой сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс ДОО можно использовать такие приемы как: сюрпризные моменты (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре; отправление письма с сообщением, просьбой; чтение художественной литературы по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев; проведение экскурсии по теме игры; наблюдение за трудом и действиями взрослых (доктора, медсестры, повара, прачки и т.д.); проведение бесед о различных профессиях, с демонстрацией соответствующих иллюстраций; введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей; совместная игра взрослых и детей (в виде открытых мастер-классов с родителями, педагогами); внесение новых атрибутов (настоящий фонендоскоп, защитная маска пожарного и т.д.), уточнение их значения, вариантов применения; поручение родителям или членам семьи посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.
Также важную составляющую в формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста составляет необходимость работы с родителями (законными представителями) в ДОО по формированию у детей коммуникативной компетенции.
Работа с родителями – это сложная (а порой и самая сложная) деятельность педагога. Эта деятельность должна включать в себя повышение уровня педагогических знаний родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников, осознание важного значения этой работы и организация активного систематического взаимодействия.
Педагог ДОО должен сосредоточить законных представителей на таких моментах, как форма и методы обращения взрослых друг с другом и ребенком, культура общения. Сделать акцент на том, чтобы ребенок свободно общался в кругу взрослых и сверстников как дома, так и в общественных местах, был вежливым, ненавязчивым, интересным, умел вступать в диалог. Не мало важно формировать у дошкольника умение слушать собеседника. Для этого поведение родителей должно быть всегда ровным, требования к ребенку не должны меняться в зависимости от обстановки или людей, их окружающих. Также необходимо объяснить родителям факт формирования и развития коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста в игровой деятельности (на примере сюжетно-ролевой игры). Показать элементы организации игры на мастер-классе, консультации, родительском собрании, тренинге и другой форме организации родителей.
Работу воспитателя с родителями в ДОО можно представить средствами решения двух основных целей, это: педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность. Таким образом, происходит решение ряда педагогических задач: повышение грамотности родителей в вопросах формирования коммуникативной компетенции своего ребенка, создание необходимых условий в семье и в ДООпо планированию, организации и контролю за процессом формирования коммуникативной компетенции.
Работа воспитателя детского сада с родителями должна быть направлена на процесс оптимизации сотрудничества педагога и родителя в вопросе формирования коммуникативной компетенции у детей. Осознание родителями (законными представителями) необходимости и важного значения формирование коммуникативной компетенции и взаимосвязь развития детско-родительских отношений через: совместную деятельность; расширение возможностей понимания своего ребёнка; рефлексию и возможность получения обратной святи; проживание опыта в группе[5].
Список литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999.
2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., «Просвещение», 2008.
3. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6. – С. 16-22.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Дата последнего обращения: 10.03.2017.
5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2004.