Масленичный день-Лакомка Нравственно — патриотическое воспитание
Автор: воспитатель Суворова Анна Степановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 5 «Рябинка» город Кызыл
«Масленичный день — Лакомка»
Конспект по дополнительному образованию «Почемучки» «Масленичный день — Лакомка» (третий день проекта «Масленичная неделя»)
Файл:День-Лакомка
Конспект по дополнительному образованию «Почемучки»
«Масленичный день — Лакомка»
Конспект по дополнительному образованию «Почемучки»
«Масленичный день — Лакомка»
(третий день проекта «Масленичная неделя»)
Составила: Суворова А. С.
Воспитатель I кв. категории
Цель:
Образовательная:
- Расширять знания детей о календарных праздниках, в частности «Масленицы», способствовать формированию у детей представлений о русской культуре, желание самим участвовать в праздничном веселье, получая от этого радость, хорошее настроение.
- продолжать знакомить с различными свойствами веществ: текучесть, вязкость, плавучесть, растворимость;
- Ввести понятие «плотность жидких веществ».
- Учить детей смешивать разные по составу вещества.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
Воспитательная:
- Воспитывать любознательность, доброжелательность, аккуратность, взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; Социально-коммуникативное.
Материал и оборудование: мука, сахар, молоко, мед, вода, растительное масло, яйцо, соль, макаронина, металлический шуруп, пластмассовый мяч, пластиковые стаканы, венчики по количеству детей, фартуки и косынки.
Предварительная работа: беседа о праздновании Масленицы, разучивание масленичных песен, игр, проведение элементарной деятельности по свойству веществ. Знакомство детей с многообразием русской речи – блины «поспели», ноздреватые и др
Словарная работа: названия масленичных дней – встреча Масленицы, Заигрыш, Лакомка, текучесть, вязкость.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, показ, демонстрация, объяснение, эксперимент, художественное слово.
Хозяюшка: Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы прощаемся с зимой, встречаем «Широкую масленицу». ( на столе закрытый салфеткой продуктовый набор: мед, сахар, масло растительное и тд).
Ой а кто это ко мне в гости пришел?
Хозяюшка: Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте! Приглашаем всех на масленицу веселую! (приглашает на стулья)
Ребенок: Гостей давно мы ждем- поджидаем,
Масленицу без вас не начинаем.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пусть проходит праздник пышно!
1 ребенок: В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.
- ребенок: Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица — это праздник встречи с солнышком.
Хозяюшка:
- На что блины похожи, с чем их сравнивают?
Дети: Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни — придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти.
- Какие пословицы о Масленице вам известны?
Дети:
- Без блинов — не Масленица, Без пирогов — не именины.
- Блин добр не один.
- Блин не клин, брюхо не расколет.
- Первый блин — комом, второй — с маслом, а третий — с квасом.
- Масленица начинается в понедельник, который называется.
Дети: Встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
Хозяюшка: Сегодня у нас третий масленичный день — лакомка. В этот день зятья — папы — приходят на блины к тещам — маминым мамам, а вы пришли в гости ко мне. А я не успела напечь блины! Некоторые продукты – то у меня есть. Вот посмотрите на столе у меня приготовлены продукты. Дети рассматривают:
Хозяюшк: Давайте вспомним, что мы знаем о них
Мед он какой (желтый, сладкий, тягучий),
Вода (жидкая , без вкуса, без цвета, без запаха)
Масло растительное (жидкое, желтое, с запахом)
Мед – льется, вода – льется, масло – льется, значит они жидкости
Хозяюшка: Как вы думаете, чем отличаются эти жидкости друг от друга?
Дети: по цвету, по тягучести, запаху
Хозяюшка: А еще они отличаются по плотности. Вот смотрите
ОПЫТ 1 Башня плотности
В этом опыте будет видна разность плотности жидкостей.
Реквизит:
— высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка
— 1/4 меда
— 1/4 стакана водопроводной воды
— 1/4 стакана растительного масла
— разные мелкие предметы: кусочек сухой макаронины, пластмассовый шарик, металлический шуруп
Подготовка:
Налеваю в стеклянную банку сначала мед, потом растительное масло, затем воду. Вещества не смешаются, а расположились слоями: сначала растительное масло растеклось над медом, затем вода прошла сквозь масло и стала вторым слоем. Это произошло потому, что три жидкости имеют разную плотность, а значит и разный вес.
Результат: Растительное масло самое легкое, поэтому его слой располагается вверху. Мед остается на дне. так как его плотность самая высокая.
Как интересно, а что будет если мы попробуем опустить туда разные предметы?
По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы. (кусочек сухой макаронины, пластмассовый шарик, металлический шуруп)
Дети: высказывания и предположения детей по поводу увиденного.
Результат:
Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые «зависнут» прямо посередине сосуда.
Металлический шуруп
Вывод: Чем тяжелее вещество тем оно плотнее.
А как вы думаете, каких продуктов нам не хватает чтобы приготовить тесто для блинов.
(ответы детей)
Хозяюшка Не хмурьтесь и не скучайте, светлою радостью праздник встречайте. А ну-ка, в круг вставайте, игру начинайте.
Игра «Гори, гори ясно»
Хозяюшка: Блины, которые пекутся на Масленицу, – символ солнца, наступающей весны. Блины пекут в каждом доме, за неделю съедается горы блинов. С чем их только не едят:
Дети: с маслом, с медом, с икрой, со сметаной
Хозяюшка: А хотите сами приготовить тесто для блинов.
Дети: ДА (Приглашет детей за стол)
ОПЫТ 2. «Замесим тесто»
Для того , чтобы приготовить тесто для блинов нам понадобится?
Дети : 1 яйцо, 1 ст.л сахара, немного соли, 1 стакан молока, 5 столовых ложек муки. (Воспитатель демонстрирует приготовление теста, с использованием народных наговоров и прибауток, обращает внимание на то тесто бывает густым и жидким в зависимости от количества жидкости в нем.
Далее дети самостоятельно готовят тесто.
ОПЫТ 3 «Взаимодействие веществ» Сода+лимон
А для того чтобы тесто было пышным, ноздреватым и все в дырочку в народе есть один маленький секрет. Внимательно следите за моими действиями. Я беру одну чайную ложку соды и добавляю несколько капель сока лимона. Посмотрите, что происходит?
Ответы детей
Сода взаимодействует с соком и происходит её вспенивание.
Вывод: Вещества взаимодействуют друг с другом. Они могут растворятся, смешиваться, некоторые вещества никогда не смешиваются друг с другом (масло остается на поверхности).
Хозяюшка: Наше чудесное тесто готово, посмотрите какое оно, а из чего мы заводили тесто?
Дети: мы добавляли яиц, муки, масла. А еще для того чтобы тесто было пышным мы добавили соду и лимон и тд ответы детей.
А теперь мы его отдадим повару нашего детского сада, чтобы они испекли нам блинов (Отдает повару и возвращается)
Дети исполняют песню «Ой блиночки мои»
(воспитатель садит детей на ковер возле себя)
Хозяюшка: Ой а блины –то попели, посмотрите какие они какие красивые…
Дальнейшие ответы детей.
Давайте и мы угостим наших гостей блинами.
(Дети угощают гостей, прощаются и уходят в группу)