Конспект мастер-класса
Автор: педагог дополнительного образования Оболенская Лада Владимировна.
МБУ ДО «ДЭБЦ» г. Колпашево.
Конспект мастер- класса «Флористическая ваза из природных материалов в стиле hand-made»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашево
«Флористическая ваза из природных материалов в стиле hand — made »
Цель: познакомить с приёмом выполнения флористической вазы из растительных сыпучих материалов (зёрна кофе, кедровые орехи или их скорлупа, скорлупа какао-бобов). Задачи: образовательная: дать практические умения в изготовлении декоративной флористической вазы в клеевой технике; воспитательная: воспитывать творческое нестандартное отношение к природному материалу; развивающая: развитие творческой самостоятлеьности, креативность, умение анализировать результат своей деятельности, чувство материала Содержательная: знакомство с приёмами выполнения зимней флористической вазы в клеевой технике; . Деятельная: создание условий для формирования знаний о зимних ароматических материалах во флористическом дизайне; уметь работать с технологической картой; развивать умение создавать художественно- законченное изделие, формировать чувство материала; способствовать самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Предметные: Научиться выполнять зимнюю флористическую ароматическую вазу согласно технологическим требованиям; обобщение знаний обучающихся об растительных ароматических материалах для зимней аромо-флористики; Тип занятия: комбинированный мастер- класс Возраст обучающихся: 12-18 лет Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работ, рефлексия, приём самоанализа Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы, анализ выполненной работы. Форма работы: работа в творческих группах, фронтальный опрос, упражнение на рефлексию Задание: выполнить декоративную зимнюю флористическую вазу по заданным параметрам Зрительный ряд: изделияв материале, выполненные в данной технике, флористические вазы, выполненные в разных техниках, слайды с названием темы мастер- класса, объекта труда, с технологической последовательностью этапов работы, Учебно-методический комплекс, ресурсы: компьютер, подбор фотоматериалов; природный материал в ассортименте: v природный материал (кофе в зёрнах); v клей ПВА-ЭКСТРА; v салфетки влажные для рук; v пакет полиэтиленовый (по числу обучающихся); v скотч канцелярский; v бумага газетная; v масла ароматические – пихтовое, апельсиновое, мандарина, масло лимона, масло гвоздичного дерева, масло розмарина. Оборудование: ножницы (по числу обучающихся) В аудитории оформлена выставка флористических работ «Флористические вазы», примеры растительных ароматических материалов: корица молотая и строганная, гвоздика целая, кофе в зернах, мускатный орех (молотый), лавровый лист (цельнолистовой), набор натуральных ароматических масел в ассортименте и т.д.. Межпредметные связи: технология, ботаника Формы контроля : Практическое упражнение, работа с технологической картой, выставка тематическая, зачетная практическая работа, рефлексия |
||||
Задачи этапов занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | ||
1. Организационный момент | ||||
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к восприятию дальнейшей творческой дизайн — деятельности.
Задачи: психологическая подготовка к совместной деятельности на занятии, посредством использования афоризма для эмоциональной, психологической и мотивационной подготовки обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Приветствует,
проверяет готовность к занятию обучающихся. Создание эмоционального настроя. |
Приветствие педагога.
Самооценка готовности к занятию. Получение информации. Вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. |
||
2. Мотивация (актуализация знаний) | ||||
Проверка имеющихся знаний и умений по пройденной теме.
Задачи: создать ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых занятий, выявить уровень имеющихся знаний (ассортимент флористических материалов). |
Создание эмоционального настроя.
Стимулирование мотивации обучающихся. Выполнение практического упражнения : «Ароматические природные материалы, используемые во флористическом дизайне». Работа по группам. ü Назовите знакомые вам ароматические природные материалы, используемые во флористическом декоре; Слово педагога: -Приветствуется использование нашей коллекции натуральных ароматических материалов. Ответ (общий для всех групп): корица, кофе, ветки эвкалипта разных видов, ветки хвойных растений, гвоздика, мускатный орех, лавровый лист, ароматические масла в ассортименте, засушенные ломтики и цедра разных видов цитрусовых, перец чёрный, перец душистый, мята в ассортименте. Оценивает коллективную работу Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку Подведение итогов упражнения. |
Выполняют практическое упражнение.
Деление на подгруппы ( по желанию обучающихся) Выполняют задание, отвечают на вопросы, исправляют ошибки, комментируют Осуществляют взаимопроверку Выставляют балльные оценки Обучающиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: побеждает группа назвавшая больше неповторяющихся ответов. Формулируют конечный результат своей работы. |
||
3. Целеполагание и планирование | ||||
Задачи:
развить умение формулировать тему и задачи занятия; организовать формулирование темы занятия обучающимися ; организовать постановку учебной задачи занятия обучающимися. Сообщение темы, постановка цели |
Сообщение темы и цели мастер- класса.
Слово педагога: — Обоснование значимости материала учебного для дальнейшей творческой дизайн-деятельности обучающихся. -Сегодня на занятии мы познакомитесь с новой технологией, которую возможно применять в декоративном оформлении, так и во флористическом дизайне. Работая в этой технике, достаточно трудно предугадать каким окажется результат: это всегда импровизация. Изделия получаются авторские и повтора не бывает. Используя эту прикладную технику, вы сегодня начнете работать над созданием флористической вазы. Продолжите работу на следующих занятиях, создавая флористическую композицию в данной вазе. Данная техника была создана на занятиях в студии «Природа и фантазия» Детского эколого — биологического центра г.Колпашево. На протяжении нескольких лет обучающиеся создают флористические композиции в вазах выполненных в данной технике. Данные вазы можно смело назвать ароматическими, зёрна кофе выделяют запах достаточно долго. Можно придать запах и неароматическим материалам, достаточно несколько капель натурального масла и аромат обеспечен. Использование натуральных материалов, даёт возможность долго сохранять аромат. Лучше использовать натуральное масло апельсина, мандарина, лайма, грейпфрута, какао, гвоздики, сосны. Тема нашего мастер-класса– Флористическая ваза в стиле hand — made . |
Актуализация информации. | ||
4. « Открытие» нового знания
|
||||
Задачи: сформировать новые знания об ароматических материалах в процессе практической самостоятельной деятельности;
Знакомство с учебным материалом занятия |
Сообщение нового материала.
Приложение № 1 ( информационный материал по теме прилагается) |
Определяют на слух, знакомятся с новыми материалами или получают новую информацию о давно знакомых материалах. | ||
Работа с выставкой декоративно- прикладного творчества. | Работа с визуально-иллюстративным рядом.
Работа с выставкой изделий в материале. Анализ технологический. |
Знакомство с новой информацией.
Анализ изделий. |
||
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка к художественной деятельности |
Озвучивание темы и объекта практической работы для обучающихся.
подготовка к самостоятельной практической работе обучающихся (материалы, инструменты). План проведения самостоятельной практической работы «Выполнение флористической вазы». |
Анализ композиционно-технологический объектов труда
( флористическая ваза). Ознакомление с технологическими картами создания флористической вазы. Высказывание мнения. Объясняют и аргументируют свой выбор. Выбор варианта материалов для практической работы согласно личным предпочтениям. Самостоятельная практическая работа обучающихся. |
||
5. Выполнение учебных действий | ||||
Самостоятельная практическая работа | Самостоятельная практическая работа
Приложение №2 Технологическая последовательность изготовления флористической вазы. |
Работа с технологической последовательностью изготовления флористической вазы.
Подбор материалов и инструментов, согласно технологической карты. Самостоятельная практическая работа. |
||
Этап закрепление
изученного материала Задачи: зафиксировать новое содержание занятия; стимулировать интерес к выполнению заданий на применение знаний и умений, используя опрос. |
Вопросы для закрепления новой информации:
Какие материалы, по вашему мнению, возможно использовать для зимней флористической вазы, заменив ими кофе? Ответы: — скорлупа кедровых орехов, скорлупа какао- бобов, мелкая стружка сосновой коры и подобные материалы. |
Фронтальный опрос.
Актуализация полученных знаний. |
||
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
проверки начала выполнения работ; проверки типичных ошибок; проверки качества работы; понимания поставленной задачи; индивидуального инструктажа с отстающими учащимися – показ выполнения трудовых приемов и операций на практике, дополнительное разъяснение теоретического материала. Подводит обучающихся к выводу о необходимости внесения коррекции при создании композиции ( при необходимости). |
Самостоятельная отработка технологических приёмов обучающимися на материалах.
Выполнение учебных действий. |
||
Выполнение и коррекция качества и уровня новых знаний, умений в создании композиции по заданным параметрам. | «Работа над ошибками», технологическая коррекция.
Уборка рабочих мест. |
|||
Работа с выставкой готовых изделий обучающихся. | Оформление мини-выставки.
Создаёт эмоциональный настрой. Участие в анализе представленных работ. |
Анализ и самоанализ достижения цели и задач, определенных педагогом. Самоанализ выполненной работы учащимися.
После завершения работы дети делают анализ и обсуждение. Оценка производится по таким показателям: степень завершения работы, аккуратность исполнения. |
||
7. Рефлексивная деятельность.
Подведение итогов занятия. |
||||
Рефлексия деятельности на занятии
Формирование способности оценивать свою деятельность. Задачи: научить соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат своей деятельности |
Слово педагога:
Какие трудности вы испытывали в процессе практической работы? Почему? — Спасибо всем за работу. Я надеюсь, мастер- класс вам понравился! |
Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, что надо сделать по-другому, исправить. | ||
Литература
- Суханова А.П. Ароматы в вашем доме. Культура использования душистых растений. – М.,2002. – 128с.
Приложение №1
Информационные материалы для занятия
Признаться, совсем не хочется верить, что за столь богатые эмоции мы должны быть благодарны всего лишь комбинации молекул, которые при вдыхании раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. По крайней мере, примерно так выглядит научное определение запаха.
А вот древние мудрецы считали запах тончайшим определением материальной природы, ведь человек погружен в мир ароматов с рождения. Считается, что обычный
человек воспринимает 10 тысяч запахов, но подавляющее их большинство не доходит до нашего сознания – проще говоря, не имеет для нас никакого названия.
Теперь мы знаем, что растения выделяют летучие вещества – фитонциды, которые консервируют и лечат, повышают урожаи и отпугивают вредителей. Аромат многих растений благотворно воздействует на нервную систему человека. При этом различают тонизирующие (стимулирующие) и успокаивающие запахи.
Душистыми растительными смесями с древних времен пользуются в странах Востока, но и в Западной Европе они получили широкое распространение. Цветки розы, лаванды, гвоздики, лилии, жасмина, фиалки, пиона, комнатного лимона долго сохраняют аромат в повядшем и высушенном состоянии. Если к ним добавить некоторые травы, специи, семена, кору, листья, эфирные масла, то можно создавать прелестные композиции запахов.
К началу третьего тысячелетия ученые постарались суммировать и научно обосновать сведения об ароматах. Установлено, что один и тот же запах может быть приятен одним людям и неприятен другим. Кто-то предпочитает сильные и резкие , кто-то – сладковатые, цветочные. Кроме того, на “нюхательные” пристрастия может влиять смена сезонов. Например, зимой хвоя (хвойное масло) дает бодрящий аромат, а летом оказывает дурманящее, пьянящее действие.
Приложение №2
Технологическая последовательность изготовления флористической вазы из зёрен кофе.
Материалы:
- Кофе в зёрнах ( примерно 1кг зёрен) ;
- клей ПВА-ЭКСТРА;
- салфетки влажные для рук;
- пакет полиэтиленовый;
- скотч канцелярский;
- бумага газетная
Материалы: ножницы
Технологическая последовательность изготовления флористической вазы в клеевой технике:
- Смешать исходные материалы ( кофе в зёрнах, кедровые орехи или их скорлупа, кора сосны, скорлупа какао-бобов) с клеем ПВА;
- Вложить в середину полученной массы заранее заготовленный бумажный шарик, предварительно обматав бумагу канцелярским скотчем( чтобы она не размокла во время сушки вазы и скотч держал заданную форму);
- ППолученную заготовку аккуратно завернуть в полиэтилен ( лучше использовать тонкий полиэтилен для мусорных пакетов) .Выпустив воздух из складок полиэтилена , плотно закрепить канцелярским скотчем. Оставить заготовку вазы для просушки при комнатной температуре примерно на 5 – 7 дней.
- Через 5-7 дней удалить полиэтиленовую обёртку и бумажный вкладыш. При необходимости, вазу можно досушить на горизонтальной поверхности. Дополнительная досушка в течении 1-2 дней рекомендуется, чтобы ваза не распалась в дальнейшем на составные части.
Смешать исходные материалы ( кофе в зёрнах, кедровые орехи или их скорлупа, кора сосны, скорлупа какао-бобов) с клеем ПВА;
Вложить в середину полученной массы заранее заготовленный бумажный шарик, предварительно обматав бумагу канцелярским скотчем( чтобы она не размокла во время сушки вазы и скотч держал заданную форму);
Полученную заготовку аккуратно завернуть в полиэтилен ( лучше использовать тонкий полиэтилен для мусорных пакетов) .Выпустив воздух из складок полиэтилена , плотно закрепить канцелярским скотчем. Оставить заготовку вазы для просушки при комнатной температуре примерно на 5 – 7 дней.
Через 5-7 дней удалить полиэтиленовую обёртку и бумажный вкладыш. При необходимости, вазу можно досушить на горизонтальной поверхности. Дополнительная досушка в течении 1-2 дней рекомендуется, чтобы ваза не распалась в дальнейшем на составные части.
Поздравляю! Флористическая ваза в стиле hand-made готова!