Конспект образовательной деятельности детей
Автор: воспитатель Рыжкова Милена Владимировна.
МАДОУ Детский сад № 21 г. Бугуруслан.
Файл:Конспект
Конспект образовательной деятельности детей Тема: «Книжная мастерская» образовательная область «Познание» возрастная группа: старшая (5 – 6 лет)
Образовательная деятельность отражает ведущее речевое направление деятельности детского сада МАДОУ МО «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида № 21».
Тема занятия была определена исходя из актуальности проблемы, цель которой: создать систему работы по формированию у дошкольников интереса к литературе через тактильную книгу.
Задачи:
— воспитать интерес к литературе, через тактильную книгу;
— создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков по созданию тактильной книги.
— способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
— поддерживать интерес к художественной книге у детей.
Занятие приглашает детей в познавательное путешествие в мастерскую книг. В процессе которого, дети повторяют правила поведения в общественном месте — театре, делают звукобуквенный анализ слова «Книга», на выставке знакомятся с современными детскими книгами, просматривают презентацию « Какими были первые книги», самостоятельно выполняют аппликации к страницам тактильной книги, таким образом знакомятся с тактильной книгой.
Занятие имеет большую практическую значимость для дошкольного образования.
Инновационная направленность занятия отражается в соответствии с разделом 2 пунктом 2,6 федерального государственного образовательного стандарта, включение детей в образовательный процесс как равноправных его партнёров.
Степень распространения представленного материала охватывает детей в возрасте 5-6 лет, педагогических работников ДОУ, социальных партнёров.
Тема: «Книжная мастерская»
Цель:формировать у детей элементарные представления о создание тактильных книг; актуальзировать представление о пользе и нужности книг; развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, их познавательные интересы к литературе.
Задачи:
Образовательные:
— способствовать развитию интереса к книгам, к чтению;
— расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
— формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
— формировать необходимость соблюдать правила безопасности при практической деятельности.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность ребенка;
— развивать мыслительную активность, любознательность, стремление к художественно – эстетической деятельности, инициативе;
— развивать зрительное внимание;
— развивать умение планировать свои действия; соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Воспитательные:
—воспитывать бережное отношение к книгам;
— воспитывать желание применять тактильные книги в самостоятельной деятельности;
— воспитывать у детей дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь;
— способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.
Работа над словарём: научная лаборатория, тактильная книга
Приёмы руководства деятельностью детей:
1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:
— игровой сюрпризный момент- появление героев Маши и Ойки;
— использование художественного слова.
- Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД:
— приглашение поучаствовать в создание книги;
— проведение опытнической деятельности.
- Приёмы организации практической деятельности детей:
— опыт с бумагой,
— выполнение страниц к тактильным книгам «Веселый счет», «Времена года».
4.Приёмы поддержания интереса у детей:
— инсценировка сказки «Две подружки»;
— открытие замка для входа в мастерскую, разбор слова «КНИГА»:
— выставка современных книг (Музыкальных, книги-пазлы, книги- раскладушки, и т.д.);
— просмотр презентации с демонстрацией «Какими были первые книги?»;
— опыты с бумагой;
— выполнение страниц к тактильным книгам.
- 5. Приёмы оценки и самооценки:
-словесное поощрение, похвала в ходе проведения занятия;
— подчёркивание достижений.
Создание среды для организации и проведения ОД:
-в центре познания: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ноутбук, диск с записью музыки для физминутки «Подаритемне новую книжку», выход артистов), презентация и демонстрационный материал «Какими были первые книги?»;
-в центре продуктивной деятельности: готовые страницы, различный материал для выполнения рисунков (губки, паралон, пуговицы, кожа), влажные салфетки, клей «Титан», ножницы;
— в центре эксперементирования: тазик с водой, листы бумаги, баночка с маслом.
Дети свободно действуют в центрах.
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Позновательно-исследовательская.
Музыкальная.
Восприятие художественной литературы.
Продуктивная.
Планируемые результаты:
Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; инициативен в общении; с удовольствием участвует в исследовательской и практической деятельности.
Интеллектуальные: умеет наблюдать, анализировать, делать выводы, решать интеллектуальные и личностные задачи, проявляет познавательный интерес.
Физические: развитие двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей в ОД:
— ребёнок активен, задаёт вопросы, проявляет самостоятельность;
— ребёнок активно общается с взрослым, сверстниками, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому;
— проявляет доброжелательное отношение к окружающим.
Организация ОД: Дети располагаются в центре группы, далее для просмотра инсценировки садятся на подушки.
ХОД ОД:
I ч. ВВОДНАЯ:
1. Приглашение в мастерскую. 2. Постановка проблемной ситуации «Для чего нужны книги» 3. Правила поведения в театре. II ч. ОСНОВНАЯ: 2.1. Инсценировка сказки «Две подружки». 2.1. Дорога в мастерскую. 2.3. Открытие замка. 2.4. Выставка современных книг. 2.5. Просмотр презентации с деманстрационнымпоказом «Какими были первые книги?» 2.6.Физминутка. 2.7. Опыты с бумагой и водой. 2.8. Опыт с бумагой и маслом. 2.9. Опыт свойства бумаги. 2.10. Продуктивная деятельность «Повторение правил безопасности работа с ножницами и клеем» 2.11. Самостоятельная деятельность детей Создание тактильных книг. 2.12. Демонстрация выполненных книг. 2.13. Возвращение детей в группу. III Ч. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ: «Что нового мы сегодня узнали?».
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 30 мин.
|
1 мин.
1 мин.
1 мин. 3 мин. 1 мин. 2 мин. 2 мин.
2 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин.
1 мин. 9 мин.
1 мин. 1 мин.
1 мин. |
Ход ОД.
- Организационный момент.
— Ребята, я хочу пригласить вас в одну замечательную мастерскую.
— Кто знает, что такое мастерская?
— А моя мастерская необычная. Ее называют – книжкина мастерская .
— Как вы думаете, что там делают?
Много книг на белом свете
Их читают все на свете.
Книга- друг нам навсегда.
Нам без книг прожить нельзя.
— Для чего нам нужны книги?
— Что можно узнать из книг?
Как хорошо уметь читать
Как можно многое узнать
Нам книга радость принесла
И за собою позвала.
— Давайте пройдем в наш детский театр и посмотрим небольшую сказку про девочку Машу и ее подружку Ойку- капризулю.
— Как мы будем вести себя в театре? Проходите садитесь на подушки и внимательно смотрим.
- Основная часть ОД.
2.1. Инсценировка сказки.
Сказка
В одном обычном городе жила девочка Маша. (Выход под музыку Маши.) Маша очень любила читать книжки. У нее было очень много книг, она рассматривала картинки, читала и берегла их.
У Маши была подружка Зоя. (Выход под музыку Ойки.) Она постоянно капризничала и всех обижала, поэтому ее и прозвали Ойка–капризуля. Книг он никогда не читал. Да как увидит у Маши книгу, возьмет на листочках нарисует что-нибудь, испачкает, или порвет ее.
Маша:
— Ойка, разве можно с книгами так обращаться? Их беречь и любить надо!
Ойка:
— Да зачем тебе нужны эти книги, место на полке только занимают? Книги — это скучно и неинтересно. Куда интереснее играть в компьютерные игры. Возьми лучше игру поиграй и то интереснее будет!
Ойка уговорила Машу поиграть в компьютер. И тем же вечером она отказалась от вечернего чтения. И на следующий вечер тоже, и на следующий. Но вот спустя неделю девочка почувствовала, что она хочет вновь окунуться в мир сказок и приключений.
Она потянулась к полке, на которой всегда стояла книга, но не обнаружила там её!
Маша:
— Ой, где моя книга сказок? Она ушла от нас.
Ойка:
— Как ушла? У нее же нет ног?
Маша:
— Зато у нее есть волшебные истории, которые умеют и летать, и говорить. Они решили, что больше не нужны мне и ушли туда, где их любят, ждут и будут читать.
На глаза девочки накатались слезы и она горько заплакала.
— Маша не плачь, книжка обязательно вернется, если ты хочешь её читать.
Маша:
— Очень хочу!
Вед:
— Чтобы книжка была уверена, что ты ее больше не обманешь, нужно сделать свою маленькую книгу. Пойдем с нами в книжкину мастерскую и Ойку с собой возьми, пусть посмотрит как не просто, в то же время очень интересно делать книги.
— Ну что, ребята, отправимся все вместе в книжкину мастерскую?
2.2. Дорога в мастерскую.
— И так, в путь! (под музыку идем).
— Вот мы оказались возле мастерской, где изготавливают книги.
2.3. Открываем замок.
— Но посмотрите, здесь весит замок, чтобы его открыть надо прочитать код.
— На нем что- то изображено? Это буквы.
— Назовите звук, который обозначает первая буква? [К]
— Назовите звук, который обозначает вторая буква? [Н]
— Назовите звук, который обозначает третья буква? [И]
— Назовите звук, который обозначает четвертая буква? [Г]
— Назовите звук, который обозначает четвертая буква? [А]
— Какое слово получилось?
— Давайте позовем «книиии-га».
— Сколько слогов в слове?
— Сколько букв в слове книга?
— Молодцы!
— Наш замок открылся, можно заходить.
2.4. Выставка книг.
— Посмотрите, здесь всего очень много интересного.
-Это выставка разных книг, какие можно встретить в магазине и у многих они есть дома.
— Расскажите о них. (Ребенок представляет выставку)
2.5. Презентация «Как появились первые книги ?»
— Ребята, вы хотите узнать, откуда появились первые книги? Тогда проходите в наш кинозал, рассаживайтесь поудобнее, смотрим презентацию «Какими были первые книги»
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ).
— Ребята, вы не устали, хотите подвигаться? (Ответы детей)
— Вставайте в круг и повторяйте за мной. (Физминутка проводится под песню «Подарите мне новую книжку»).
2.6. Физминутка
2.7. Опыты с бумагой.
— Мы с вами узнали, какими были первые книги, как они выглядели. Современные книги, печатаются на бумаге.
— Что может случиться с книгой, с бумагой, если не правильно с ней обращаться?
— Давайте проверим проведем опыт с бумагой.
— Ребята, мы где находимся? В мастерской все специалисты одевают фартуки. — Для чего они им нужны? Чтобы не испачкать одежду.
— Давайте оденем фартуки, как настоящие специалисты и проводить опыты с бумагой.
(ОПЫТ С БУМАГОЙ)
№ 1.
— Подойдите к столу, возьмите бумагу. Опустите ее в воду. Что с ней стало?
№ 2.
— Возьмите другой лист бумаги. Наберем пипеткой масло и капнем на бумагу. Что произошло с бумагой?
№ 3.
— Возьмите лист и помните его. Какой он стал?
№ 4.
— Возьмите лист и порвите его.
— Какой можно сделать вывод, ребята?
— Как надо обращаться с книжными, бумажными листами?
— Теперь вы знаете много интересного о книгах, можно приступить к выполнению своей книги.
Продуктивная деятельность.
2.10. Повторение правил безопасности
— Чтобы вам было удобно работать, давайте разделимся на маленькие бригады. Подходите к столам. Посмотрите, на столах лежит различный материал для выполнения страниц ваших будущих книг.
— Ребята, этой мастерской делают не обычные книги. Страницы этих книг не рисуют, их выполняют из различного материала, для того, чтобы потрогать, ощутить пальчиками все то, что хотели изобразить мастера.
— А еще, здесь лежат схемы последовательности выполнения работы. Посмотрите на них. Кто сможет их объяснить?
— Ребята, еще вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем.
— Можно приступать! (Музыка)
- 11.Создание тактильных книг.
2.12. Демонстрация выполненных книг.
— Какие красивые страницы у вас получились.
— Как вы думайте, что нам нужно сделать, чтобы получилась настоящая книга? (Ответы детей)
— Расскажите и покажите свои книги ?
(Книга «Веселый счет», «Времена года»)
— С помощью дырокола и ленточки собираем листочки в книгу.
— Ребята, книги которые вы сделали они очень красивые и добрые. Это потому, что вы выполняли их вместе, дружно, с душой и желанием. А еще они не обычные тем, что их можно не только рассматривать глазками, а трогать пальчиками, ощущать. Такие книги, которые можно потрогать называют – тактильными. У нас с вами получилась замечательная тактильная книга. Это новое слово, запомните его. Эту книгу мы поместим в наш книжный уголок.
Ойка:
— Я теперь поняла, что книги нужные, полезные и очень интересные.
Рефлексия
— Ребята, что было сложным?
— Что нужно сделать, чтобы преодолеть трудности?
— Какое сегодня доброе дело вы сделали?
— Молодцы! Спасибо, я вас всех люблю!
Воспитатель благодарит детей за активное участие и инициативу.