История искусств Крыма в изобразительном творчестве
Автор: педагог дополнительного образования Шилова Елена Александровна.
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» городского округа Судак г. Судак, Республика Крым.
Авторская образовательная программа «История искусств Крыма в изобразительном творчестве»
Данная программа относиться к художественно-эстетическому направлению. В программе акцентируется внимание на изучении многообразного творческого наследия Крымского полуострова, познании мировой художественной культуры и постижении практических навыков изобразительного искусства.
Файл:Авторская образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СУДАКСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ «СВЕТЛЯЧОК»
«История искусств Крыма в изобразительном творчестве»
Направленность:
художественно-эстетическая
Срок реализации программы:
3 года
Вид программы:
авторская дополнительная
образовательная
Возраст обучающихся 6-18 лет
СУДАК – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Пояснительная записка | 3 |
1.1 Актуальность и педагогическая целесообразность программы | 3 |
1.2 Отличительные особенности и новизна программы | 3 |
1.3 Цель и задачи программы | 4 |
1.4 Сроки реализации программы и возраст обучающихся | 4 |
1.5 Формы занятий | 5 |
1.6 Режим занятий | 5 |
1.7 Ожидаемые результаты | 5 |
1.8 Способы проверки результатов и формы подведения итогов программы | 6 |
Раздел 2. Учебно-тематические планы и содержание программы | 7 |
2.1 Учебно-тематический план и содержание программы первого года обучения | 7 |
2.2 Учебно-тематический план и содержание программы второго года обучения | 9 |
2.3 Учебно-тематический план и содержание программы третьего года обучения | 10 |
Раздел 3. Методическое обеспечение | 12 |
3.1. Дидактические материалы | 13 |
3.2. Оснащение программы | 14 |
Раздел 4. Список литературы | 15 |
4.1. Основная литература для педагога | 15 |
4.2. Литература для детей | 15 |
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа относиться к художественно-эстетическому направлению. Она способствует развитию поликультурного образования. В программе акцентируется внимание на изучении многообразного творческого наследия Крымского полуострова, познании мировой художественной культуры и постижении практических навыков изобразительного искусства. Данная программа дает основополагающее образование по изобразительному творчеству и способствует дальнейшей профессиональной специализации в различных сферах искусства.
- АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Крым многонациональный, этнокультурный регион. Великие цивилизации оставили памятники культурного наследия на Крымском полуострове. У юных художников в Крыму есть уникальная возможность учиться на лучших образцах художественной культуры, видя их воочию.
Древние архитектурные сооружения, фрески, мозаики, скульптуры, произведения ювелирного и гончарного искусства, картины великих художников, которые запечатлели Крым на своих полотнах, могут послужить великолепной школой мастерства, а история Крыма, легенды, литературные произведения великих писателей и поэтов, воспевавших красоту полуострова, способны вдохновить на создание интересных жанровых произведений изобразительного искусства.
Известно, что изобразительное искусство развивает воображение, фантазию, наблюдательность, пространственное мышление, раскрывает творческий потенциал, способствует самореализации. Данная программа предполагает не только постижение азов изобразительного мастерства, но и способствует культурному обогащению, расширению кругозора, углублению знаний по истории Крыма, особенностям и традициям народов, населяющих полуостров.
Аналогов данной программы для изостудий, которые бы в полной мере учитывали особенности и специфику, все многообразие этнокультурных традиций Крыма, нет.
Программа помимо обучающих задач позволяет сформировать такие, ныне актуальные качества, как толерантность, креативность, способность работать в команде, содействует успешной социализации.
Данная программа может способствовать сохранению и развитию этнокультурных особенностей и традиций Крымского региона.
- ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Впервые в программе для изостудий акцентируется внимание на углублённом изучение творческого наследия Крыма. Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации дети получают основополагающее систематизированное образование по изобразительному искусству в совокупности с изучением культурных традиций региона. Поэтапно, по мере возрастания сложности, дети постигают основы живописи, рисунка, композиции, дизайна. При этом учитываются исторические и многообразные этнокультурные особенности Крыма.
К концу программы дети достигают углубленного уровня подготовки по изобразительному мастерству.
Демонстрация пособий, иллюстраций, фотографий, репродукций и схем происходит не только наглядно, но и на интерактивной доске или на мониторе компьютера. Это позволяет показать детям больше иллюстрационного материала. Они привыкают легко ориентироваться в большом потоке визуальной информации.
Постижение основ изобразительного мастерства и знакомство с культурными традициями Крыма в программе неразрывно связаны. Это выражается не только в постановке таких учебных задач как изображение дворцов и замков Крыма, легенд, жанровых исторических композиций. При постановке учебных натюрмортов используются предметы с характерными этническими особенностями. Во вступительном слове педагог акцентирует внимание не только на исполнительском мастерстве, но и на типичных чертах, которые присущи различным культурам, представленным в Крыму; на характере орнаментов, очертании сосудов, графинов и ваз, рассказывает об их предназначении в древние времена и многое другое.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обучить детей изобразительному творчеству с учетом поликультурных традиций Крыма.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
— познакомить с многообразием культурных традиций Крыма;
— обучить навыкам работы в разных направлениях изобразительного искусства;
— обучить навыкам владения различными художественными приемами и материалами;
— обучить азам перспективы;
— обучить главным принципам работы над композицией.
Развивающие:
— развить внимание, зрительную память, креативное мышление и творческие способности;
— художественный вкус, умение восхищаться произведениями искусства;
— развить способность адекватно воспринимать свою работу и уважительно относиться к достижениям других обучающихся.
Воспитательные:
— сформировать интерес к изобразительному искусству и творческой деятельности;
— воспитать толерантность;
— воспитать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.
- СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа рассчитана на 3 года. Объем учебных часов – ежегодно по 216.
Возраст обучающихся:
первой группы – 6-9 лет
второй группы – 10-14 лет
третьей группы – 15-18 лет
Наполняемость учебной группы: 10 – 16 человек. В старшей возрастной группе количество обучающихся сокращается до 10 человек. Это объясняется необходимостью проведения индивидуально – групповых занятий.
- ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Программой предусмотрено использование различных форм занятий.
Вводное занятие – педагог знакомит детей с техникой безопасности и правилами поведения в изостудии, рассказывает о планах работы на год.
Комбинированное занятие – педагог обучает детей новым приемами изобразительного мастерства, проводиться практическая работа.
Бинарное занятие – обучение проводят несколько педагогов по разным дисциплинам для решения общих задач. На комбинированные занятия приглашаются историки, краеведы, литературоведы. Бинарное занятие завершается практической работой по изобразительному творчеству.
Занятие с натуры – изучение основ живописи и рисунка на примере натуры в изостудии, либо на пленэре
Тематическое занятие – предполагает работу над тематической композицией к сказкам, легендам, литературным произведениям, историческим событиям.
Итоговое занятие – может проходить в виде небольших отчетных выставок работ учащихся.
- РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия учебных групп проводятся:
— в первой и второй группах – три раза в неделю по два часа
— в третьей старшей группе – два раза в неделю по три часа.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа предусматривает достижение обучающимися определенного уровня знаний и умений.
В первый год обучения дети будут знать:
— свойства художественных материалов;
— азы цветоведения;
— что такое стилизация;
— базовые законы воздушной перспективы;
— легенды Крыма.
Уметь:
— различать контрастные по форме предметы;
— получать многообразие цветовых оттенков, смешивая цвета на палитре;
— рисовать простые предметы, соблюдая приблизительные пропорции;
— рисовать не сложные пейзажи, соблюдая основные законы воздушной цветоперспективы;
— создавать рисунки к сказкам и легендам;
— составлять орнаменты.
Во второй год обучения дети будут знать:
— как передавать точные пропорции предметов;
— построение предметов в перспективе;
— основные законы построения композиции;
— этнокультурные традиции Крыма.
Уметь:
— рисовать предметы с натуры;
— рисовать предметы с учетом пространственной перспективы;
— грамотно работать над композицией (поэтапная работа от эскиза до финального изображения);
— грамотно работать над пейзажем.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
— как работать на пленэре;
— пропорции фигуры человека;
— пропорции головы человека;
— как создавать многофигурную композицию, с выделением композиционного центра.
Уметь:
— правильно рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции;
— рисовать портреты человека, соблюдая пропорции и портретное сходство;
— создавать иллюстрации к литературным произведениям и историческим событиям.
- СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПРОГРАММЫ
Проверка результатов осуществляется:
— путем устного опроса по отдельным темам;
— по итогам выставок, конкурсов различного уровня и т.д.
По окончании обучения ребенок может получить Свидетельство в соответствии с Положением об аттестации обучающихся МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» городского округа Судак.
Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п |
Раздел, тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 2 | — | 2 |
1.1 | Знакомство с особенностями программы | 1 | — | 1 |
1.2 | Правила техники безопасности | 1 | — | 1 |
2 | ЖИВОПИСЬ | 15 | 45 | 60 |
2.1 | Мир красок | 3 | 11 | 14 |
2.2 | Основы цветоведения | 10 | 30 | 40 |
2.3 | Ахроматические цвета | 2 | 4 | 6 |
3 | РИСУНОК | 15 | 25 | 40 |
3.1 | Азы рисования | 12 | 20 | 32 |
3.2 | Формы предметов | 3 | 5 | 8 |
4 | ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ | 20 | 54 | 74 |
4.1 | Стилизация форм | 10 | 28 | 38 |
4.2 | Фантазийная композиция | 10 | 26 | 36 |
5 | ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ | 10 | 28 | 38 |
5.1 | Цветные карандаши | 4 | 16 | 20 |
5.2 | Гелевые ручки | 2 | 4 | 6 |
5.3 | Восковые мелки | 2 | 4 | 6 |
5.4 | Пастель | 2 | 4 | 6 |
6 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | — | 2 |
ИТОГО: |
64 |
152 |
216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Вводная часть (2 часа).
Тема 1.1. Знакомство с особенностями программы.
Знакомство с учебным планом. Выставка образцовых работ учащихся из фондов студии, показ лучших работ сверстников.
Тема 1.2. Правила техники безопасности.
Знакомство с правилами техники безопасности и особенностями работы в изостудии.
Раздел 2. Живопись (60 часов).
Тема 2.1. Красочный мир.
Теория. Знакомство со свойствами гуашевых и акварельных красок, их отличительными особенностями и разнообразными приемами работы.
Практические занятие: «Цветок», «Дары осени», «Воздушный шар», «Деревья», «Сова», «Зайчик», «Новогодняя елочка».
Тема 2.2. Основы цветоведения.
Теория. Знакомство с тремя основными цветами и способами получения составных. Знакомство с богатством цветовой гаммы, насыщенными и малонасыщенными цветовыми оттенками, холодными и теплыми цветами.
Практическое занятие: «Необычные коврики», «Цветик-семицветик», «Радуга», «Витраж», «Листопад», «Букет маме», «Салют», «Подсолнух», «На дне морском», «Снегопад», «Космические дали», «Путешествие к морю», «Весна поет», «Замки», «Краски осени», «В цирке», «Весенние цветы».
Тема 2.4. Ахроматические цвета.
Теория. Знакомство с богатством оттенков ахроматической палитры.
Практическое занятие: «Мне приснился сон», «Горы».
Раздел 3. Рисунок (40 часов).
Тема 3.1. Азы рисования
Теория. Классификация и характер линий, точек, пятен на бумаге, приемы их создания.
Практическое занятие: «Графическая фантазия», «Улитка», «Чудо-дерево», «Ваза», «Полет птиц», «Мое настроение».
Тема 3.4. Формы предметов.
Теория. Знакомство с формами предметов и способами их изображения на бумаге. Понимание контраста форм.
Практическое занятие: «Лесной хоровод», «Ветка», «Весенний сад», «Котенок», «Щенок», «Лесные друзья», «Портрет мамы».
Раздел 4. Декоративное рисование (74 часа).
Тема 4.1. Стилизация форм.
Теория. Знакомство с декоративным рисованием, понятием стилизации, симметрии и асимметрии, особенностями создания узоров и орнаментов. Выполнение некоторых рисунков с использованием нестандартных предметов. Создание монотипий и акватипий.
Практическое занятие: «Жар-птица», «Сказочные кони», «Фантастические рыбы», «Цветочные гирлянды», «Волшебные листья и ягоды», «Осенние фантазии», «Бабочка», «Снежинки», «Сказочный лес», «Веселые кляксы», «Морозные узоры на окне», «Расписная ваза», «Орнамент на блюде», «Игрушка на елку», «Роспись пасхального яйца» .
Тема 4.5. Фантазийная композиция.
Теория. Создание иллюстраций к сказкам и легендам. Знакомство с разнообразными характерами персонажей, ведение работы от эскиза до композиции.
Практическое занятие: «Легенды Крыма», «В сказочном подводном царстве», «Мой любимый сказочный герой», «Новогодние сказки», «Мои любимые сказки».
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (34 часа).
Тема 5.1. Цветные карандаши.
Теория. Знакомство с техникой работы цветными карандашами.
Практическое занятие: «Голуби», «Мой двор», «Ежик», «Красота зимы», «Снегурочка», «Первоцветы».
Тема 5.2. Гелевые ручки.
Теория. Знакомство с особенностями работы гелевыми ручками.
Практическое занятие: «Волшебник», «Сказочный город».
Тема 5.3. Восковые мелки.
Теория. Знакомство с приемами работы восковыми мелками.
Практическое занятие: «Разноцветные домики», «Клоуны», «Рыбка».
Тема 5.4. Пастель.
Теория. Знакомство с техникой работы пастелью.
Практическое занятие: «Шкатулка», «Четвероногий друг».
Раздел 6. Итоговое занятие (2 часа).
Устный опрос. Выставка лучших детских работ.
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
п/п |
Раздел, тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 2 | — | 2 |
1.1 | Правила техники безопасности | 1 | — | 1 |
1.2 | Особенности программы | 1 | — | 1 |
2 | ЖИВОПИСЬ | 10 | 37 | 47 |
2.1 | Гармония и контраст цвета | 6 | 23 | 29 |
2.2 | Натюрморт в теплой гамме | 2 | 7 | 9 |
2.3 | Натюрморт в холодной гамме | 2 | 7 | 9 |
3 | РИСУНОК | 10 | 35 | 45 |
3.1 | Рисунок с натуры | 6 | 20 | 26 |
3.2 | Рисунок по памяти | 4 | 15 | 19 |
4 | ПЕЙЗАЖ | 17 | 41 | 58 |
4.1 | Изображение деревьев | 6 | 14 | 20 |
4.2 | Колористическая связь погоды и освещения | 7 | 19 | 26 |
4.3 | Особенности пейзажа в разные времена года | 4 | 8 | 12 |
5 | КОМПОЗИЦИЯ | 20 | 42 | 62 |
5.1 | Перспектива | 8 | 12 | 20 |
5.2 | Композиционный центр | 8 | 18 | 26 |
5.3 | Ритм и движение | 4 | 12 | 16 |
6 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | — | 2 |
ИТОГО: | 61 | 155 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел 1. Вводная часть.
Тема 1.1. Правила техники безопасности (2часа).
Повторение правил техники безопасности.
Тема 1.2. Особенности программы.
Обсуждение особенностей программы.
Раздел 2. Живопись (47 часов).
Тема 2.1. Гармония и контраст цвета.
Теория. Знакомство с цветовыми контрастами и родственными цветовыми оттенками.
Практическое занятие: «Праздничный букет», «Подводный мир», «Ваза с фруктами», «Весенние цветы», «Зимняя сказка», «Огни цирка», «Фантастические животные», «Космические дали», «Новогодняя ёлочка».
Тема 2.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Теория. Написание простого натюрморта в теплой гамме.
Практическое занятие: «Цветы осени».
Тема 2.3. Натюрморт в холодной гамме.
Теория. Написание простого натюрморта в холодной гамме.
Практическое занятие: «Зимняя фантазия».
Раздел 3. Рисунок (45 часа).
Тема 3.1. Рисунок с натуры.
Теория. Знакомство с пропорциями предметов, понятием светотени.
Практическое занятие: «Геометрический натюрморт», «Предметы быта».
Тема 3.2. Рисунок по памяти.
Теория. Рисование по памяти с необходимой детализацией.
Практическое занятие: «Зарисовки птиц», «Зарисовки животных», «Шарж», «Портрет мамы».
Раздел 4. Пейзаж (58 часов).
Тема 4.1. Изображение деревьев.
Теория. Изображения различных деревьев, их графические зарисовки.
Практическое занятие: «Сосна», «Ель», «Дуб», «Тропинка в лесу», «Весенний сад», «В парке».
Тема 4.2. Колористическая связь погоды и освещения.
Теория. Передача в рисунке разнообразных погодных состояний. Изображение различных погодных явлений.
Практическое занятие: «Рассвет», «Закат», «Лунная ночь», «Туманный лес», «Ясный день», «Берег моря», «Дождь», «Снегопад».
Тема 4.3. Особенности пейзажа в разные времена года.
Теория. Зависимость пейзажа от времени года.
Практическое занятие: «Осень», «Зима», «Весна».
Раздел 5. Композиция (62 часа).
Тема 5.1. Перспектива.
Теория. Знакомство с основами перспективы и линией горизонта. Зависимость высоты горизонта от точки зрения.
Практическое занятие: «Полёт птиц», «Дворцы и замки Крыма», «Старый город», «Мой двор», «Корабли».
Тема 5.2. Композиционный центр.
Теория. Знакомство с понятием композиционного центра.
Практическое занятие: «Легенды Крыма», «Иллюстрация к любимой книге», «Творчество А.С. Грина», «Рождество», «Праздник масленицы», «День Победы».
Тема 5.3. Ритм и движение.
Теория. Передача ритма и движения в композиции
Практическое занятие. «Карнавал», «На балу», «Карусель».
Раздел 6. Итоговое занятие (2 часа).
Устный опрос. Выставка лучших работ за год и их обсуждение.
2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
№
п/п |
Раздел, тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 3 | — | 3 |
1.1 | Правила техники безопасности | 1 | — | 1 |
1.2 | Особенности программы | 2 | — | 2 |
2 | РИСУНОК | 5 | 20 | 24 |
2.2 | Фигура человека | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Движения человека | 2 | 10 | 12 |
3 | ЖИВОПИСЬ | 14 | 34 | 48 |
3.1 | Гризаль | 2 | 4 | 6 |
3.2 | Натюрморт в холодной гамме | 2 | 7 | 9 |
3.3 | Натюрморт в тёплой гамме | 2 | 7 | 9 |
3.4 | Пейзаж | 4 | 8 | 12 |
3.5 | Портрет | 4 | 8 | 12 |
4 | ПЕРСПЕКТИВА | 12 | 36 | 48 |
4.1 | Линейная перспектива | 6 | 18 | 24 |
4.2 | Цветоперспектива | 6 | 18 | 24 |
5 | КОМПОЗИЦИЯ | 20 | 58 | 78 |
5.1 | Иллюстрация | 10 | 32 | 42 |
5.2 | Композиция на историческую тему | 10 | 26 | 36 |
6 | РАБОТА НА ПЛЕНЭРЕ | 3 | 9 | 12 |
7 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 3 | — | 3 |
ИТОГО: | 60 | 156 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Раздел 1. Вводная часть (3 часа).
Тема 1.1. Правила техники.
Напоминание техники безопасности.
Тема 1.2. Особенности программы.
Обсуждение программы. Просмотр созданных за лето картин.
Раздел 2. Рисунок (24 часа).
Тема 2.1. Фигура человека.
Теория. Изучение пропорций фигуры человека. Зарисовки фигуры человека с натуры, с передачей характерных индивидуальных черт образа.
Практическое занятие: «Наброски человека с натуры».
Тема 2.2. Движения человека.
Теория. Правильная передача движений человека с соблюдением пропорций.
Практическое занятие: «Карнавал», «Рождество», «Масленица».
Раздел 3. Живопись (48 часов).
Тема 3.1. Гризаль.
Теория. Знакомство техникой гризали.
Практическое занятие: «Предметы быта».
3.2 Натюрморт в холодной гамме.
Теория. Использование предметов холодной гаммы.
Практическое занятие: «Зимние мотивы».
Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Теория. Создание натюрморта в тёплой гамме.
Практическое занятие: «Осень золотая».
Тема 3.3. Пейзаж.
Теория. Создание тематического пейзажа.
Практическое занятие. «У костра», «Рыбалка».
Тема 3.4. Портрет.
Теория. Создание живописного портрета.
Практическое занятие: «Моя семья».
Раздел 4. Перспектива (48 часов).
Тема 4.1. Линейная перспектива.
Теория. Углубление знаний законов линейной перспективы.
Практическое занятие: «Старый город».
Тема 4.2. Цветоперспектива.
Теория. Углубление знаний цветоперспективы.
Практическое занятие: «Утро в горах», «Водопад».
Раздел 5. Композиция (78 часов).
Тема 5.1. Иллюстрация.
Теория. Знакомство с искусством иллюстрации. Работа над созданием образов героев и иллюстраций к книгам. Поэтапная работа над композицией, раскрытие идеи литературного произведения.
Практическое занятие: «Ифигения в Тавриде», «Легенды Крыма», «Крым в литературном творчестве», «Литературное произведение по выбору».
Тема 5.2. Композиция на историческую тему.
Теория. Создание композиции на историческую тему с выделением композиционного центра. Поэтапная работа от эскизов до завершающего рисунка. Создание характерных образов героев.
Практическое занятие. «Таврический вояж Екатерины II» , «Прекрасны вы, брега Тавриды» (А.С. Пушкин в Крыму), «Романовы и Крым», «От античности до наших дней».
Раздел 6. Пленэрная практика (12 часов).
Теория. Особенности работы на пленэре.
Практическое занятие: Зарисовки с натуры растений, домов, пейзажа.
Раздел 7. Итоговое занятие (3 часа).
Проведение устного опроса. Выставка работ учащихся, обсуждение картин.
Раздел 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Изучая изобразительное мастерство дети приобщаются к истории и культуре Крыма, познают мировую художественную культуру. Поэтому для наиболее полного раскрытия тем, которые связаны с историей Крыма и литературным наследием, программой предусмотрено проведение бинарных занятий с участием краеведов, историков, литературоведов.
Для успешной реализации программы предусмотрено следующее построение учебного процесса: в начале занятия педагог объясняет тему занятия, задачи и способы их реализации. Параллельно демонстрирует иллюстрационный материал: репродукции картин, фотографии, детские рисунки (из фондов). Показ иллюстраций и фотографий может осуществляться на мониторе компьютера (интерактивной доске).
Педагог может предложить рассмотреть схемы-изображения предметов, животных, людей. Педагог подробно объясняет поэтапную работу над рисунком по схеме. Схемы изображений, а так же лучшие иллюстрации, вывешиваются на самые обзорные места изостудии и меняются, в зависимости от новой темы.
Теория завершается практикой. На некоторых занятиях педагог лично показывает как необходимо обращаться с художественными материалами. Этот метод, наглядного показа, очень важен.
Учебный процесс начинается от простого и завершается сложным. Во время практической работы педагог подходит к каждому ученику, делает корректировки, советует, одобряет. Указывает на типичные ошибки.
Для детей первой группы очень важно одобрение рисунков.
В завершении занятия педагог и дети смотрят на получившиеся рисунки, обсуждают удачные и неудачные моменты.
3.1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблицы, наглядные пособия, схемы изображений, образцы выполненных работ демонстрируются на каждом занятии, кроме проверочных.
Каталог дидактических материалов к программе
«История искусств Крыма в изобразительном творчестве»
№ | Дидактический
материал |
Название | Раздел, темы | Цель использования |
1 | Наглядные пособия | «Цветовой круг»
«Теплые цвета» «Холодные цвета» «Основные и дополнительные цвета» «Ахроматические и хроматические цвета» |
Живопись.
Азы цветоведения Ахроматические цвета Гармония и контраст цвета |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
2 | Наглядные пособия
Лучшие работы из фондов студии |
«Азы рисования»
«Природные формы» |
Рисунок.
Пейзаж Изображение деревьев |
Объяснение приемов работы |
3 | Наглядные пособия | Схемы поэтапного изображения птиц и животных | Рисунок.
Зарисовки птиц и животных |
Объяснение приемов работы |
4 | Наглядные пособия
Иллюстрации картин известных художников |
Схемы изображений перспективы с одной и двумя точками схода.
«Линейная и воздушная перспектива» |
Перспектива
Мой двор Старый город Дворцы и замки Крыма |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
5 | Наглядные пособия
Иллюстрации картин известных художников Лучшие работы из фондов студии |
«Строение предметов»
«Поэтапная работа над натюрмортом» |
Рисунок с натуры
Натюрморты |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
6 | Наглядные пособия
Лучшие работы из фондов студии |
«Этапы работы над портретом»
«Пропорции человека» |
Фигура человека.
Портрет. Фигура человека в движении. Композиция. Легенды Крыма Карнавал Танец Композиция на историческую тему Иллюстрация |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
7 | Наглядные пособия
Лучшие работы из фондов студии |
«Композиционный центр» | Композиция
Легенды Крыма Движения человека Композиция на историческую тему Карнавал Танец Иллюстрация |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
8 | Наглядные пособия
Лучшие работы из фондов студии Иллюстрации картин художников Ретро фотографии |
«Типичные образы жителей Крыма»
«Одежда, прически и характерные черты скифов, эллинов, римлян, генуэзцев и византийцев» «Портреты Екатерины II” «Портреты царской семьи» |
Композиция
Легенды Крыма Иллюстрация Таврический вояж Екатерины II, Романовы и Крым», Легенды Крыма Композиция на историческую тему |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
9 | Наглядные пособия
Лучшие работы из фондов студии |
«Стилизация природных форм» | Стилизация
Расписная ваза Орнамент на блюде Игрушка на елку. Роспись пасхального яйца Цветочные гирлянды |
Помощь при выполнении учебных упражнений |
Для занятий по программе в изостудии должен находиться натюрмортный фонд. В натюрмортном фонде желательно иметь различные по структуре и величине предметы быта и декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, различные драпировки, предметы их гипса.
3.2. ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешных занятий необходимо, чтобы изостудия имела хорошее естественное освещение. Заниматься живописью при искусственном освещении не рекомендуется. В изостудии должны находиться мольберты, планшеты, столы, стулья, табуретки, стеллажи. Обязательное условие — кран с водой и раковина.
Желательно, чтобы в изостудии были компьютеры, проектор, видеопроигрыватель, интерактивная доска.
Лучшие детские рисунки и наиболее актуальные наглядные пособия можно разместить на стенах изостудии. Калейдоскоп лучших детских рисунков периодически менять при поступлении новых и более интересных. На стены изостудии можно вывешивать рисунки детей, победившие в очередных недавних конкурсах.
Раздел 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Основная литература для педагога
- Неменский Б. М.. Педагогика искусства.- М.: Просвещение, 2007.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Смит С., Монахин П. Полный курс рисунка и живописи. – К.: ООО»Джі і Фаббрі Едишенз», 2007.
- Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986.
- Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
4.2. Литература для детей
- Бащенко Р.Д. Крымский пейзаж в творчестве художников. – К.: Мистецтво, 1990.
- Крым. 30 легенд. – Харьков: Альбатрос, 2014.
- Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым. – Симферополь: «Бизнес-Информ», 2011.
- Маленко А.Ю. «Екатерина II и Крым». – Симферополь: «Бизнес-Информ», 2013.
- Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.