Индивидуальная программа адаптации и развития
Автор: учитель немецкого языка Ходжанова Гульзада Худайбергеновна.
МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района Томской области п. Кисловка.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением.В этой ситуации ему необходимо получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Индивидуальная программа адаптации и развития начинающего специалиста (классное руководство)
Пояснительная записка
Современной школе нужен самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации системно — деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу на ФГОС.
Педагогические кадры в школах стареют, а молодые педагоги стараются найти место работы вне школы, тем более не едут в сельскую местность. Поэтому администрации образовательного учреждения приходится приложить большие усилия не только привлечь молодого специалиста, но и удержать.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. C первого дня работы они имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Наибольшие сложности у молодых и начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание ему методической помощи.
В этой ситуации молодому педагогу жизненно необходимо получить поддержку опытного педагога- ¬наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Наставничество является одним из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующее повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами.
Цели: оказа¬ние помощи начинающему учителю в его профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
Задачи:
• привитие начинающему учителю интереса к педагогической деятельности и закрепление в образовательном учреждении ;
• ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способ¬ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно¬сти по занимаемой должности.
Форма работы: индивидуальные консультации, практические занятия
Этапы взаимодействия наставника и начинающего педагога:
Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей и полномочий , выявление недостатков в умениях и навыках начинающего специалиста.
Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации начинающего специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.