• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Гендерное воспитание

  • Публикации

Терминология гендерного воспитания

Автор: воспитатель Щелкунова Маргарита Юрьевна.

МБДОУ «Детский сад №146» г.Рязань.

В статье обозначены и раскрыты термины и задачи гендерного и полоролевого воспитания.

Файл:Статья

Терминология гендерного воспитания

Формирование гендерной принадлежности ребёнка – важнейшая задача дошкольного детства актуальность, которая возрастает в связи с ослаблением поляризации мужского и женского начала, половых ролей и связанных с ними гендерных стереотипов.

Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания в ДОУ составлено без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

По определению ООН, именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XX1 века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22.01.2003г. и приказа МОиН РФ от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».

В гендерном воспитании встречается много специальных терминов и понятий, которые на первый взгляд ничем не отличаются. Давайте немного разберёмся в данной ситуации.

Что же такое гендерная педагогика?

Гендерная педагогика – это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, уважения друг к другу – одно из важнейших условий реализации гендерного подхода.

Одна из важнейших категорий – категория пола.

Пол – это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека, как мужчину или женщину, это биологическое деление людей на мужчин и женщин. Пол понятие многогранное, рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической. Для нас важнее, что такое «пол» с педагогической точки зрения. В педагогике это биологическое и социальное свойство человека. Биологическое – потому что обусловлено генами, структурами, а социальное – поскольку его проявление в поведении и действиях человека есть результат формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки.

В психолого-педагогической литературе встречаем и другое понятие – «гендер», по одним источникам – это «род», по другим – «представление, презентация». Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.

Гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Гендер понимается, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности, включающий в себя психологические, социальные и культурные различия между мужским и женским полом.

Гендер и пол – понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, а «гендер» — на социокультурных.

Гендерная идентичность – это психологическое ощущение ребёнка будущим мужчиной или женщиной. Это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу. Идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации.

Что же такое «гендерная социализация»?

Гендерная социализация – это процесс, сущность которого в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нём гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

Проблема гендерной социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, т.е. совокупности генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол.

Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:

Полоролевая идентификация – процесс и результат отождествления себя с представителями определённого пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определённому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Половая роль – это система предписаний, модель средовых стандартов, нормативов мужского или женского поведения, которым человек должен соответствовать.

Полоролевое поведение – действия индивида, которые определяют его принадлежность к определённому полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, в одежде, манере держаться, системе жестов, лексике.

Анализ содержания данных понятий показывает, что основная определяющая причина раннего полоролевого развития, возникновения половых психических различий и полоролевой дифференциации уже на уровне дошкольного детства – это не столько биологические особенности пола, сколько различия социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам со стороны взрослых и сверстников. Важно подкрепление путём поощрения социально желательных для детей разного пола форм поведения и раннее осознание ребёнком своей половой роли.

Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемого на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределением в социуме.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Гендерный подход в образовании является важной составляющей – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Реализация гендерного подхода в современном ДОУ нацеливает учёных и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего мужского/женского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений в социуме, в своей семье и в личной жизни.

Навигация по записям

Весенняя фантазия → ← Знакомство с лентой Мёбиуса

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.