Терминология гендерного воспитания
Автор: воспитатель Щелкунова Маргарита Юрьевна.
МБДОУ «Детский сад №146» г.Рязань.
В статье обозначены и раскрыты термины и задачи гендерного и полоролевого воспитания.
Файл:Статья
Терминология гендерного воспитания
Формирование гендерной принадлежности ребёнка – важнейшая задача дошкольного детства актуальность, которая возрастает в связи с ослаблением поляризации мужского и женского начала, половых ролей и связанных с ними гендерных стереотипов.
Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания в ДОУ составлено без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.
По определению ООН, именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XX1 века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22.01.2003г. и приказа МОиН РФ от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».
В гендерном воспитании встречается много специальных терминов и понятий, которые на первый взгляд ничем не отличаются. Давайте немного разберёмся в данной ситуации.
Что же такое гендерная педагогика?
Гендерная педагогика – это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, уважения друг к другу – одно из важнейших условий реализации гендерного подхода.
Одна из важнейших категорий – категория пола.
Пол – это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека, как мужчину или женщину, это биологическое деление людей на мужчин и женщин. Пол понятие многогранное, рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической. Для нас важнее, что такое «пол» с педагогической точки зрения. В педагогике это биологическое и социальное свойство человека. Биологическое – потому что обусловлено генами, структурами, а социальное – поскольку его проявление в поведении и действиях человека есть результат формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки.
В психолого-педагогической литературе встречаем и другое понятие – «гендер», по одним источникам – это «род», по другим – «представление, презентация». Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.
Гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Гендер понимается, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности, включающий в себя психологические, социальные и культурные различия между мужским и женским полом.
Гендер и пол – понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, а «гендер» — на социокультурных.
Гендерная идентичность – это психологическое ощущение ребёнка будущим мужчиной или женщиной. Это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу. Идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации.
Что же такое «гендерная социализация»?
Гендерная социализация – это процесс, сущность которого в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нём гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.
Проблема гендерной социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, т.е. совокупности генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол.
Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:
Полоролевая идентификация – процесс и результат отождествления себя с представителями определённого пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определённому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Половая роль – это система предписаний, модель средовых стандартов, нормативов мужского или женского поведения, которым человек должен соответствовать.
Полоролевое поведение – действия индивида, которые определяют его принадлежность к определённому полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, в одежде, манере держаться, системе жестов, лексике.
Анализ содержания данных понятий показывает, что основная определяющая причина раннего полоролевого развития, возникновения половых психических различий и полоролевой дифференциации уже на уровне дошкольного детства – это не столько биологические особенности пола, сколько различия социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам со стороны взрослых и сверстников. Важно подкрепление путём поощрения социально желательных для детей разного пола форм поведения и раннее осознание ребёнком своей половой роли.
Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемого на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределением в социуме.
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Гендерный подход в образовании является важной составляющей – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Реализация гендерного подхода в современном ДОУ нацеливает учёных и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего мужского/женского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений в социуме, в своей семье и в личной жизни.