• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Воробьиное озеро

  • Конспекты занятий, уроков

Тайна названия рассказа Юрия Коваля Воробьиное озеро

Автор: Учитель начальных классов Денисова Екатерина Валерьевна.

МАОУ гимназия №16 города Тюмени Тюмень.

Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»

Конспект урока литературного чтения

Файл:Конспект урока

Тема: Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»

Цель: учить детей анализировать литературное произведение.

Задачи:

предметные

– открыть удивительную способность писателя сказочно красиво рассказывать о мире, который нас окружает;
– увидеть красоту художественного слова в описании размеров рыбы, островов-кораблей;
– открыть тайну Воробьиного озера;
– пофантазировать, придумывая историю названия рассказа.

метапредметные

Создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи;
учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
развивать духовно-нравственные взаимоотношения одноклассников.
формировать навыки коммуникативного характера.

Оборудование: презентация «Юрий Коваль» ; выставка книг: сборники стихов «Станция Лось», «Слоны на Луне», повесть «Приключения Васи Куролесова»; 5 чистых листов и фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение по ролям отрывка из сказки М. Горького «Воробьишко».

– Какие особенности «воробьиного разговора» передает писатель?
– Как это называется в литературе? (Звукоподражание.)

III. Введение в тему урока.

– Вы когда-нибудь слышали такое название: «Заячий остров»?
– Как вы думаете, почему его так назвали? ( высказывания детей)
– А Воробьевы горы? (Высказывания детей)
– О чем, по-вашему, может говориться в рассказе, который называется «Воробьиное озеро»? (Выссказывания детей. Выделение гепотиз, которые записываются на доске)

Учитель читает записанное на доске:

Заголовок – окошко для взгляда вперед
Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок – это не просто слова: Эти слова – всему голова.

— Мы сегодня будем исследователями на уроке. Как вы думаете, что нам предстоит исследовать? Дети: Рассказ «Воробьиное озеро»
— Какую задачу мы поставим? (Дети: Узнать, о чем этот рассказ. Почему он так называется? Открыть тайну Воробьиного озера.)
— Приступим к исследованию.

IV. Чтение рассказа учителем (с. 40–41).

– Поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории. (Высказывания детей)
– Хотели бы вы попасть на это озеро?
– Чем заинтересовало вас это место? (Дети: Там водятся огромные лещи, щуки и черный окунь. Посреди озера есть три острова, похожие на корабли и т.д.)
– Давайте прочитаем этот рассказ еще раз.

V. Чтение рассказа «Воробьиное озеро» детьми (по цепочке).

– Объясняет ли автор, почему озеро названо Воробьиным? (Дети: нет, не объясняется)
– Как вы думаете, почему?

Учитель предлагает пофантазировать.

VI. Работа над текстом рассказа.

1. Слово учителя.

– Молодцы. Для этого надо постараться представить себе не только то, что увидел автор, но и то, что он недосказал нам, скрыл. Ведь природа – великая тайна, и открыть ее может только тот человек, который старается увидеть необычное в обычном. Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются.

2. Выборочное чтение.

– Каким увидел автор озеро, когда добрался до него? Зачитайте.
– Что особенно заинтересовало его на озере? Найдите это место в рассказе.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

3. Выполнение иллюстраций к рассказу. Работа группами по 4 человека.

– Сейчас мы превратились в художников и попробуем нарисовать острова-корабли с парусами-березами.
Дети на листах рисуют фломастерами. Особенно удачные зарисовки прикрепляются на доску.

4. Беседа.

– Почему вы нарисовали острова на одной линии? Докажите словами из текста. (Дети: Острова эти похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом )
– Почему острова похожи на треугольники? (Узконосые корабли.)
– Ребята, а почему автор сравнивает участки суши с кораблями? (Дети: у автора такое воображение, фантазия. Он по-своему видит окружающий мир)
– Обратите внимание на этот рисунок. Чем он отличается от всех остальных? (Дети: Над березами нарисованы летящие птицы.)
– А что это за птицы? (Дети: Иволги.)
– Могли ли там появиться другие птицы? Какие? (Дети: Могли .Нам кажется, что воробьи, раз и у рассказа такой заголовок.)
– Посмотрите внимательно, на этом рисунке березки наклонились в сторону, стоят не прямо. Объясните, почему? (Дети: Они наклонились под порывами ветра.)
– Давайте найдем это место в тексте и зачитаем, какие слова подбирает писатель, чтобы мы точно представили себе эту картину. (Дети: Бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли.)
– Что же восхитило автора на озере? (Дети: Что есть такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.)
– Так в чем чудесная тайна озера?
– С чем же можно сравнить эту картину? (Дети: Со сказкой.)
– Молодцы! Автор – в одном лице и сказочник, и писатель, который тонко чувствует жизнь природы.
– Предполагал ли увидеть писатель какие-то чудеса на озере? (Дети: Да. Он много слышал про это озеро)
– С какой целью он добирался до Воробьиного озера? Что удивительного он надеялся там увидеть? (Дети: Он хотел поймать огромных рыб, которые не влезают в ведро, таз)

Физминутка.

Рыбки плавали, плескались
В теплой чистенькой воде.
То сжмуться, разожмуться,
То зароются в песке.
– Какие слова описывают сказочно большие размеры рыбы в этом озере?
Зачитывают.
– Как говорится о ее настоящих размерах? (Дети: это преувеличение, гипербола)
– Как вам кажется, был ли огорчен автор, что не оправдались его ожидания? Почему? (Дети: Нет, он увидел там много другого интересного, например, острова, похожие на корабли)

VII. Сообщение об авторе – Юрии Иосифовиче Ковале.

– Кто же этот человек, который побывал на Воробьином озере и рассказал нам о нем?
Рассказ подготовленного ученика с использованием презентации.

Ю. И. Коваль (1938–1995) родился в Москве в семье офицера и врача. После окончания школы поступил на филологический факультет (отделение в институте, где изучают русский язык и литературу) Московского государственного педагогического института.
После окончания института работал учителем русского языка и литературы. Придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Сотрудничал с издательством «Малыш», которое выпустило в свет его первую детскую книжку. Книга «Полынные сказки» получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Одна из книг – «Избушка на Вишере» – была проиллюстрирована самим автором.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Что особенно понравилось на этом уроке?
– О чем бы вы хотели рассказать родным?
– Закончить урок хотелось бы такими словами:
Фантазия писателя щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представьте, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
– Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание: прочитать стихотворения и выполнить задания к ним (с. 42–43).

Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» — одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.

Книгу читай непременно сердцем,
А главное, совестью и делами. Э. Асадов

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!сергей михалков
Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.

● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме — в пути облегчение.

● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Навигация по записям

Организация проектной деятельности в рамках ФГОС → ← Чудеса своими руками

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.